Время и Деньги
18.03.2010 Общество

Он спас Россию от голода и гражданской войны

Вчера рано утром в своем доме в Подмосковье скончался известный российский экономист и политик Егор Гайдар.

Причиной смерти, по словам его помощника Геннадия Волкова, стал оторвавшийся тромб. Трагедия стала полной неожиданностью для близких и коллег Егора Тимуровича. Хотя в последние несколько лет Гайдар серьезно болел, он ни на минуту не прекращал работать. Так, в ближайших планах ученого было создание учебника по новейшей российской истории. Как сообщил вчера радиостанции "Эхо Москвы" корпоративный директор "Роснано" Андрей Трапезников, Егор Гайдар фактически умер за рабочим столом. Накануне он участвовал в совещании, продлившемся до позднего вечера, а ближе к утру произошло непоправимое.

Первое впечатление после сообщения информагентств - шок и растерянность. Бывают люди, представить которых ушедшими в небытие невозможно. Егор Гайдар из их числа. И дело не только в том, что ему еще не было 54 лет, что у него были большие научные планы, что он олицетворял собой одну из наиболее ярких и важных страниц в современной истории России. Просто личностей такого масштаба мало в любую эпоху, и уход каждой из них оставляет после себя пугающую пустоту. Избавиться от этого чувства невозможно, как невозможно не замерзнуть, распахнув дверь в морозную ночь. Вчера наша страна потеряла одного из наиболее талантливых своих граждан, подлинное значение которого нами еще не осознано.

К Гайдару в полной мере применимо избитое, но оттого не потерявшее актуальности выражение "нет пророка в своем отечестве". С самого начала девяностых, когда Егор Тимурович принял предложение первого президента России Бориса Ельцина и возглавил проведение рыночных реформ в стране, отношение к нему в обществе было, мягко говоря, неоднозначным. Гайдар и возглавляемое им правительство реформаторов вызывали раздражение не только у "красных" директоров, вынужденных уступить свои места предпринимателям, умевшим, в отличие от советских хозяйственников, работать в новых рыночных реалиях, но и у значительной части населения, которая путала причину и следствие. Увы, мало кто дал себе труд задуматься, что к моменту начала гайдаровских преобразований советская плановая экономика окончательно рухнула, продовольствия оставалось максимум на два-три месяца, а нефть, высокая стоимость которой позволила на пару десятилетий продлить жизнь СССР, подешевела до $6 за баррель. В конце 1991 года России угрожал даже не дефицит продовольствия, как во второй половине восьмидесятых, а настоящий голод. Только стартовавшая либерализация экономики позволила получить кредит МВФ и спасти ситуацию. Конечно, спорить с тем, что благосостояние большинства россиян тогда упало, не приходится, но ведь события, происходившие в стране, были настоящей бескровной революцией, которая заложила основы будущего экономического подъема. Подъема, который сейчас приписывают совсем другим лицам.

Пожалуй, наиболее полно о роли Егора Гайдара в современной отечественной истории написал вчера в своем блоге гендиректор "Роснано" Анатолий Чубайс, которого связывала с Гайдаром не только совместная деятельность в правительстве реформаторов, но и дружба: "Это был великий человек. Великий ученый. Великий государственный деятель. Мало кто в истории России и в мировой истории может сравниться с ним по силе интеллекта, ясности понимания прошлого, настоящего и будущего, готовности принимать тяжелейшие, но необходимые решения. Огромной удачей для России стало то, что в один из самых тяжелых моментов в ее истории у нее был Егор Гайдар. В начале девяностых он спас страну от голода, гражданской войны и распада".

О ярком таланте и бесспорной порядочности Егора Гайдара, которого даже оппоненты не смели обвинить в нечестности, говорили вчера и политики, во многом с ним не соглашавшиеся. Так, спикер Госдумы России Борис Грызлов отметил, "что, несмотря на разночтения в оценках развития страны со стороны правых, левых и центристов, то, что Гайдар сделал на посту председателя правительства РФ в первой половине девяностых годов, было необходимо". А гораздо более жесткий оппонент - лидер ЛДПР Владимир Жириновский, который, кстати, выиграл выборы у созданного Гайдаром блока в декабре 1994 года, сказал, что Егор Тимурович "обладал мужеством отстаивать свою позицию, которую никогда не скрывал".

И напоследок немного личных впечатлений. Мне сказочно повезло присутствовать на нескольких семинарах для региональных журналистов, где среди лекторов был Егор Гайдар. Поразила не столько эрудированность докладчика (в ней я как-то не сомневалась) и даже не умение просто рассказывать о сложном (другие именитые выступающие тоже были талантливыми ораторами), сколько удивительная доброжелательность и легкость в общении. Егора Тимуровича не раздражал дилетантизм аудитории, он не уходил от провокационных вопросов, которые задавали некоторые коллеги, не стремился скомкать разговор. После окончания семинара я подошла к нему и попросила оставить автограф на новой книге, которую он только что представил. Гайдар расписался на титульном листе, а потом улыбнулся и пожелал мне удачи. Теперь этот краткий эпизод и эта подпись приобрели особенную ценность.
0
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии