"17 апреля" наступило в феврале
19.08.2010 Культура

"17 апреля" наступило в феврале

Вчера в Национальной галерее "Хазинэ" открылась выставка "Авангард на Неве" художественного объединения "17 апреля".

Как это ни прискорбно для сторонников авангарда, но интерес к нему падает. Разве можно сравнить те ощущения, которые охватили поклонников живописи в начале девяностых прошлого века, когда творчество авангардистов вдруг стало доступным? "Иные", не вписывающиеся в официальные каноны художники, были тем запретным плодом, который всегда сладок. И вдруг… Мастерские на Малых Грузинах - пожалуйста, приходите, смотрите. Выставка Шемякина в Доме художника - да ради Бога, отстоишь пятичасовую очередь и наслаждайся. "Другое искусство" в Казани, собравшее рекордное количество зрителей в Казани - нет ничего проще.

Будем искренними: запретный плод оказался не таким уж сладким и лакомым и во многих случаях разочаровывал. Герои "бульдозерных выставок" оказались талантливыми далеко не подряд, кое-кому не хватало обычных профессиональных навыков. Но тоталитарный режим стал лучшим менеджером для наших авангардистов: все запрещенное, все имеющее отношение к идеологии уходило за хорошие деньги на Запад. "Нигде не учился? Самоучка? Классно!", - говорил очередной европейский арт-дилер, покупая коллекцию у очередного адепта Зверева, Целкова или Рабина.

Но вот ведь ирония судьбы: когда все разрешили, интерес стал угасать. И цены - падать.

Так что же, выходит, что русский авангард - это совсем уж плохо? Отнюдь нет. Он - разный. И сейчас настало время спокойно к нему присмотреться, отделяя зерна от плевел. Выставка, привезенная в Казань, эту возможность дает.

Полностью ее название звучит так: "Авангард на Неве. Пространство Стерлигова" - в названии авторитеты четко определены. Владимир Стерлигов, вождь и учитель группы питерских художников.

В двадцатых годах прошлого века молодой Стерлигов входил в "круг Малевича", позже работал с Ермолаевой, Суетиным, Юдиным. В семидесятых годах Стерлигов стал своего рода соединительным звеном, синтезируя традиции и новаторство. Малевич всю жизнь был для Стерлигова знаковой фигурой, но, как полагают искусствоведы, Владимир Васильевич пошел чуточку дальше, создав собственную пластическую концепцию видения. Она состоит в синтезе живописно-пластических проблем с духовным совершенством. "Нужные изобразительные средства приходят к художнику в результате веры", - полагал Стерлигов. По его мнению, все формы в природе стремятся по кривой к чаше и куполу. Кстати, свой первый чашно-купольный рисунок художник сделал 17 апреля 1960 года - отсюда и название группы его последователей. Так произошло открытие "кривой" как "нового прибавочного элемента". Кривая в понимании Стерлигова "совпадает с природой", а ее мягкость и пластичность могут быть противопоставлены "жестокому урбанизму" прямой.

На выставке, приехавшей в Казань, представлено более ста работ 12 художников - последователей Стерлигова. То, что сказал один из искусствоведов про Владимира Васильевича, " Парящие формы на картинах Стерлигова прозрачны, прозрачен и легкий, чистый светоносный цвет", можно сказать и о его идейных восприемниках. В их полотнах, разных по уровню художественных достоинств, наглядно воплощены теоретические выкладки Стерлигова, его попытки создания новых форм, что всегда можно только приветствовать.
6
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии