Территория самозанятости. Как в Мензелинском районе из безработных делают предпринимателей
02.05.2010 Общество

Территория самозанятости. Как в Мензелинском районе из безработных делают предпринимателей

Жили-были два брата. Жили они в селе, а работали в городе, на заводе. Когда начался кризис, их уволили. Сначала братья загуляли с горя да вскоре все деньги пропили. А потом попали на сельский сход, где начальник из райцентра рассказывал о программе самозанятости. Взяли они пособие на развитие пчеловодства и с тех пор прекрасно живут, разбогатели, а пить бросили. Скажете, сказочка? Нет, все на самом деле так и было. По этическим соображениям фамилии братьев и их село мы называть не будем, но район назовем - Мензелинский. По итогам прошлого года он уверенно вышел на первое место в республике по программе самозанятости. В других районах еле-еле 6-8 миллионов рублей по этой программе освоили, а в Мензелинске - более 35 миллионов. Не иначе как секрет есть у мензелинцев.

Предъявите бизнес-план

По словам главы района Георгия Куприянова, никакого секрета нет: "Просто мы не дистанцировались от этой программы, переложив ее на плечи одного только Центра занятости, а подключили к ней не только всех сотрудников администрации района, но и глав сельских поселений".

По словам нашего собеседника, очень многие жители района были связаны с работой в Набережных Челнах, и именно этих людей коснулись первые сокращения на КАМАЗе и других предприятиях. Уже в I квартале 2009 года численность безработных, состоящих на учете в районном Центре занятости, достигла 500 человек. Поэтому в Мензелинске сразу схватились за программу самозанятости. И хотя план на район был 70 человек, администрация самой себе поставила новый - 300 человек. Прежде всего к выполнению плана привлекли глав сельских поселений. - Логика при этом была такая: если человек чем-то занят, то он не будет ходить к главе и просить помощи, он сам станет этому главе опорой, - объясняет Георгий Федорович. Именно благодаря главам уже к концу прошлого года по программе самозанятости было оформлено 500 человек, а в процессе оформления находится еще около 120. По мнению главы, резерв района на этом не исчерпан - здесь с легкостью могут оформить еще сотню сельчан. - Сейчас на село приходит инвестор с самой современной техникой. Там, где раньше 10 скотников ходили за коровами, сейчас хватает одного. Рабочие руки высвобождаются, но ведь чем-то эти люди должны заниматься! Им сам бог велел входить в эту программу, - считает Георгий Куприянов.

Начальник районного Центра занятости Ренат Сафиуллин (на момент выхода материала он вышел на пенсию, его на этом месте сменила Татьяна Самигуллина) считает, что в программе самозанятости передача полномочий главам сельских поселений сыграла очень большую роль: "Они на местах обеспечивали контроль за целевым использованием субсидий. А его действенность подтвердила и проверка прокуратуры". Контроль, по словам нашего собеседника, велся таким образом. Между исполкомом Мензелинска и сельскими поселениями муниципального района были заключены соглашения о делегировании полномочий. По этим соглашениям главы приходили к людям, брали бизнес-план и просили показать, что для его выполнения куплено, куда потрачены деньги.

Точно так же контролировали первое время и двух братьев, с рассказа о которых мы начали эту историю. - Так получилось, что они первыми в селе обратились за пособием. Но мы им сразу объяснили, что если они не по бизнес-плану используют деньги, их ждут большие неприятности - судебное разбирательство вплоть до уголовного дела по статье "Мошенничество", - улыбаясь, вспоминает теперь начальник центра. И братья в начале года написали бизнес-план на пчеловодство и сегодня прекрасно живут и работают. А потом и мать их взяла субсидию и открыла собственное дело - разводит свиней.

- Наша цель - сделать так, чтобы дело у них вошло в колею, чтоб они с протянутой рукой не ходили. Вот главы сельских поселений их и тормошат, чтобы думали о завтрашнем дне, - объясняет Ренат Сафиуллин.

Аю - угол не медвежий

С одним из таких председателей я встретился в селе Аю. "Аю" по-татарски - "медведь", но это село никак не назовешь "медвежьим углом": много аккуратных новых домов, несколько магазинов, недавно выстроенная мечеть. Жить бы здесь да жить, но вот работы нет - совхоз уже давно развалился. Заботы о будущем села легли на плечи главы сельского поселения Нурхади Гильфанова. Пока мы идем с ним к дому одной из первых "самозанятовцев", Нурхади Золяевич рассказывает, что первое время его односельчане отнеслись к программе самозанятости настороженно. Ему самому пришлось ходить по селу, объяснять, что к чему. А для того, чтобы народ поверил, Нурхади Золяевич выбил у главы района транспорт и… повез односельчан в Самарскую область. Там, в одном из татарских сел, крестьяне по программе самозанятости добились заметных успехов: на выданные пособия покупали крупный рогатый скот, лошадей, строили теплицы. Никакие слова не убедили бы аюшинцев в перспективности программы самозанятости лучше увиденного собственными глазами. - Надо было разбудить людей от спячки, показать, насколько эффективным может быть их труд. А народ у нас трудолюбивый, пьяниц нет, - говорит мой собеседник.

Первой программу самозанятости в Аю оценила бывшая делопроизводитель школы Назира Ахметзянова. - Когда осталась без работы, год стояла на учете в районном Центре занятости, получала пособие. Потом Нурхади Золяевич рассказал, что субсидию дают - 30 с чем-то тысяч рублей. На эти деньги мы с мужем решили купить корову. Поехали в Центр занятости, а мне там дали не 30, а 58 тысяч 800 рублей, - вспоминает Назира. На полученные деньги она с мужем купила трех бычков и сено. Муж у Назиры по профессии животновод, работает конюхом, так что в семье уверены - проблем со скотиной не будет.

Неподалеку от дома Назиры - дом Рината и Назии Сунгатуллиных, которые тоже взяли пособие на самозанятость. Ринат приехал в село из города. Продал в Набережных Челнах квартиру и сейчас, скооперировавшись с родственниками жены, вовсю расширяет подсобное хозяйство. Сначала держал свиней, потом взял кредит на развитие ЛПХ и на эти деньги купил комбайн и пресс для сена. Теперь выиграл грант на мельницу, которую в Аю ждут с нетерпением - зерно молоть надо всей деревне. - Даже Путин в этом году сказал, что рост по агропромышленному комплексу был 3,7%, а по промышленному производству - спад. Потому что ЛПХ и программа самозанятости подняли агропром! Людям уже есть чем заняться, есть стимул развиваться дальше, - по-государственному рассуждает Ринат.

На полученные по программе самозанятости деньги они с женой взяли трех бычков, фураж. Кроме них в хозяйстве коровы, бык высокомясной породы, овцы, бараны. - Вот сейчас ждем, когда привезут мельницу, готовим помещение под нее. Потом трактор возьмем, будем пахать чернозем, чтобы можно было выращивать зерновые, - обрисовывает перспективы Ринат.

Прощаясь у околицы села, глава сельского поселения Нурхади Гильфанов не может не сказать несколько слов в поддержку программы самозанятости: "Если люди без работы будут ходить, они же начнут пить, воровать… А им же семью, детей надо кормить. Раньше у меня из 243 дворов поселения было только три крестьянско-фермерских хозяйства, а сейчас 29!" По мнению моего собеседника, большая заслуга в этом руководства района, начальников Сельхозуправления и Центра занятости, которые на каждом совещании объясняют народу, что есть такая программа. Радио, газеты подключили. Все идет к тому, что вскоре в районе будет около 400 фермерских хозяйств. И по-крестьянски хитро улыбается из-под норковой шапки: "Но 58 800 рублей - все же маловато. Добавить бы надо!"

Еще один шанс

Пока мы едем еще в одно успешно осваивающее программу самозанятости село - Коноваловку, директор районного Центра занятости рассказывает о том, каков "политический" взгляд района на эту проблему: "Направляя людей на самозанятость, район развязывает себе руки - это же рабочие места, налоговая база. И это очень важно, потому что у нас район дотационный более чем на 60 процентов. Сейчас мы планируем где-то 400 человек оформить по самозанятости. А ведь это 400 предпринимателей! Если у них вкус появится, они могут объединиться в семейные фермы или какие-то кооперативы, все движение вперед!"

По его словам, сначала на селе брали кредиты по развитию ЛПХ, потом субсидии по самозанятости, потом - гранты. Почувствовали, как говорится, драйв. По грантам получили кто уазик, кто автолавку, кто мельницу, кто молоковоз. Сейчас очень остро стоит вопрос о восстановлении заготконторы, чтобы было куда девать заготовленную продукцию, чтобы не продавали крестьяне свой товар скупщикам за полцены. - Надо, чтобы люди обороты имели, продавая готовую продукцию. И эти вопросы руководство района сегодня решает. Примером тому - организация рынка в самом Мензелинске, куда любой крестьянин может привезти мясо или молоко и сам продавать, - рассказывает Ренат Сафиуллин.

Одна из таких крестьянок - школьная учительница Елена Тектонова, встретившая нас в своем не по-сельски просторном доме. Она говорит, что деньги, полученные по программе самозанятости, пришлись очень кстати. - Муж мой, Михаил - газосварщик. Вскоре после кризиса остался без работы. Эти деньги нам очень помогли в расширении личного подворья. Мало того, что возвращать не надо, но и все сразу. А то деньги "большой кучей" не соберешь, если захочешь прикупить скотину.

По словам Елены, события развивались примерно так: в марте прошлого года к ним приехал глава района Георгий Куприянов, специалисты из Управления сельского хозяйства и на сельском сходе рассказали, что и как можно взять на эту субсидию по самозанятости. - Сначала боялись, а потом смотрим - вроде все берут, решили попробовать. Хорошо, что и сельсовет очень помог в оформлении документов, - вспоминает Елена Михайловна. Это было в июле. 58800 рублей они с мужем получили в сентябре. Добавили еще своих 40 тысяч рублей и на эти деньги купили трех телят и корм. Надеются, что через год телята все хлопоты оправдают. - Бычков мы выбрали потому, что крупный рогатый скот намного выгоднее держать на мясо, чем, скажем, свиней. Тем только фураж подавай, а для крупного рогатого скота и сено пойдет. Через год, когда мы их зарежем, за одного быка можно 45 тысяч рублей взять. И хоть сейчас еще трех бычков покупай. Это очень выгодно и очень большая поддержка государства семейному сельскому бизнесу, - благодарно кивает она Ренату Сафиуллину.

Семья Тектоновых, разумеется, не единственная, кто в селе занимается по программе самозанятости. Кто-то подался в пчеловодство, кто-то варит железные ограды, кто-то по примеру своих самарских земляков выращивает огурцы в теплицах. Все они получили еще один шанс не только найти работу, но и упрочить свое благосостояние. И этим шансом воспользовались.

Комментарий начальника отдела специальных программ трудоустройства Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Рината ХУСНУТДИНОВА:

- Органами службы занятости республики по результатам проведенной совместной работы с органами местного самоуправления удалось привлечь в 2009 году в сферу малого предпринимательства 12 305 безработных граждан. Предполагается, что еще 15 тысяч человек откроют свое дело с помощью центров занятости населения в текущем году. Размер финансовой помощи, как и прежде, составит 58800 рублей, но при этом в 2010 году бюджетные средства будут выделяться и на создание новых рабочих мест. Если начинающий предприниматель планирует создать дополнительное рабочее место с условием трудоустройства безработных граждан, состоящих на учете в центрах занятости населения, то сумма, которую он получит, удвоится. При этом предприниматель выступает в роли работодателя, что налагает на него обязательства по выплате заработной платы этому работнику. В связи с этими изменениями Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан меняет нормативную базу. Соответствующий проект постановления внесен на рассмотрение Кабинета министров Республики Татарстан.
28
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии