Время и Деньги
08.03.2007 Бизнес

Минприроды РФ хочет вернуть нефтяникам льготы

Весной этого года власти Татарстана и Минприроды РФ заключили долгосрочное соглашение о сотрудничестве. В основе документа лежит совместная работа по решению проблем технологий нефти и газа, трудноизвлекаемых запасов сырья, управлению и сохранению минеральных ресурсов. Те же темы обсуждались с Президентом республики и Премьер-министром в ходе встреч с замминистра природных ресурсов РФ Иваном Глумовым, побывавшим недавно в Казани. В результате, по словам г-на Глумова, достигнута договоренность о том, что Президент РТ и глава Минприроды РФ обратятся к Президенту России с предложением ввести особый режим налогообложения для территорий тех районов России, где находятся наиболее старые месторождения нефти и газа (с историей добычи 50 - 70 лет). Известно, что в Татарстане за все время извлечено уже более 2,5 млрд. тонн нефти. При этом около 2 млрд. тонн - за счет добычи углеводородного сырья на Ромашкинском месторождении. Остаточные запасы месторождения еще довольно весомы. Однако сколько именно нефти можно извлечь еще, 100-200 млн. тонн или, скажем, 500, во многом зависит от того, каким будет решение федеральных властей относительно режима налогообложения.

Известно, что до 2002 года в России действовала система налогообложения, учитывающая (устанавливали Минприроды РФ и Минтопэнерго РФ) различные аспекты при извлечении минеральных ресурсов. Это были коэффициенты, привязанные к степени выработанности месторождений, качеству запасов и множеству других параметров. В основе начисления налогов лежал коэффициент нормы налога на пользование недр. Введенный в действие с 2002 года налоговый режим привел к тому, что все платежи за пользование недрами были интегрированы в единый налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В результате нюансы извлечения природных запасов не учитываются вовсе. По сути, отмечает г-н Глумов, “шкала стала плоской. Добыл тонну - плати столько-то, и неважно, в хороших или плохих условиях добывается сырье. Даже если добываешь 90% воды и только 10% нефти, скидок не делается”.

По мнению Минприроды РФ, такой подход неизбежно приведет к потере ряда крупнейших месторождений. И не только их, но и инфраструктуры, созданной рядом. В то же время, считает г-н Глумов, она может “позволить бросить рядом нефтепровод, перекачивающие станции или заводы. Поэтому сохранить инфраструктуру жизненно важно, отменив этот “плоский” налог, который пролоббировали определенные депутаты. В результате сейчас все от него страдают”. По словам замминистра природных ресурсов РФ, речь идет о том, чтобы ввести более дифференцированную систему налогообложения “на законодательном уровне и накрыть этой сеткой хотя бы некоторые из крупных месторождений, которые в противном случае мы можем потерять. С мелкими разберемся потом” - иначе у нового законопроекта есть все шансы быть обреченным на неудачу уже на стадии подготовки.

В то же время заинтересованность в скорейшем продвижении новой системы налогообложения, принципы которой уже отработаны за десятилетия практического применения, выражают не только нефтяники Татарстана или, скажем, Башкирии. Новые правила игры, говорят в Минприроды РФ, очень желательны и для таких игроков рынка, как “Сургутнефтегаз” и “Роснефть”. Первая компания работает на одном из самых старых месторождений - Самотлор (Западная Сибирь), где насчитывается 16 тысяч скважин и есть соответствующая инфраструктура, остаточные запасы оцениваются в 1 млрд. тонн нефти. У “Роснефти” - целая группа месторождений в Краснодарском крае, в Ставрополье и Дагестане, где воды добывается куда больше, чем нефти.

Кроме того, полагают в Минприроды РФ, необходимо восстановить платежи на воспроизводство минеральносырьевой базы, отчисляемые ранее в целевой фонд, обозначенный некогда в законе о недрах. Предполагается, что эта тема также найдет отражение в обращении глав Татарстана и Минприроды РФ к Президенту России.

При этом есть все основания полагать, что в бюджете 2005 новая система налогообложения для нефтяников найдет свое отражение. Тем более что изобретать велосипед не надо и сам подход вполне понятен. Впрочем, говорит г-н Глумов, Минфин РФ не слишком рвется идти на встречу. Ведь работать с упрощенной системой куда удобнее.

Интересно также, что закон о банке качества нефти, принятие которого могло очень заметно уменьшить доходы ОАО “Татнефть” и республиканского бюджета, пока откладывается. По мнению г-на Глумова, в ближайшее время о нем вряд ли кто вспомнит - “выборы скоро”, прозрачно намекнул замминистра.

0
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии