Время и Деньги
01.09.2010 Культура

Примет ли Россия радикальный театр

Можно сказать, что в этом году нашему Шаляпинскому фестивалю повезло - критики не обошли его вниманием. Среди тех, кто каждый вечер сидит в зале оперного театра и делает пометки на полях программки, музыковед, музыкальный критик Гюляра Садых-заде.

На ее визитке значится скромно - "заместитель главного редактора "Журнала любителей искусства". Это, конечно, далеко не все. Гюляра-ханум - один из самых востребованных критиков, печатается в самых разнообразных российских и зарубежных изданиях о музыке. В ее архиве более двух тысяч рецензий. Садых-заде практически не пропускает ни одну более-менее значимую мировую премьеру. Она полагает, что самое главное для критика - это репутация, а посему для нее нет "касты неприкасаемых".

- Гюляра, очень бы хотелось слышать ваше мнение о казанской опере.

- О труппе я ничего сказать не могу, потому что я приезжаю в тот момент, когда большинство солистов бывают приглашенные. Сейчас на фестивале они поют все главные партии.

- Давайте поговорим о приглашенных солистах.

- Оперный спектакль - это не только певцы. В данном случае казанский оперный театр делает ставку на хорошие, красивые голоса. Я знаю, что театр прилагает немало усилий, чтобы найти именно такие голоса. И это очень важно. Получается, что Шаляпинский оперный фестиваль - вокальноцентричный. Может быть, это и хорошо, но мое мнение, что оперный спектакль - это некое целое, в котором певцы играют важную роль, но не основополагающую. Мы, конечно, уже пережили период режиссерского театра, когда во главу угла ставился режиссер, его концепция, его видение и, главное, его история, рассказанная поверх авторской истории. Но, тем не менее, мое глубокое убеждение, что в спектакле все выразительные средства, включая оркестр, певцов, декорации, - это некие краски, а режиссер должен составить целостную картину, построить некий целостный театральный организм, который заживет по своим законам. Возможно, это очень смело, но для меня вокалисты не есть самостоятельная ценность. Это все равно что клавиши у рояля. Вот оркестранты - они тоже считают, что дирижер им не нужен, в действительности же оркестр - это большой инструмент, в котором каждый фактически уподобляется клавише рояля. Но в казанском оперном театре так не считают. Здесь полагают, что самое лучшее, что они могут сделать, - это подобрать качественных солистов. И возникает вопрос: как солисты между собой контактируют, складывается ли певческий ансамбль, а это очень важно. Певческий ансамбль для оперы не менее важен, чем отдельные "звездные" солисты. В фестивальном "Борисе Годунове", например, были прекрасные солисты, пели красиво, благородным звуком, все басы хорошие, но мне кажется, что в певческий ансамбль они не складывались. То же самое было и в "Риголетто". С другой стороны, кто его знает… В Казани принята такая модель фестиваля. Ну очень хорошо. Разумеется, можно показывать не очень новые спектакли, наполняя их новыми солистами, но новое содержание не приходит только с появлением новых певцов. Но, тем не менее, оперный театр в Казани - один из самых продвинутых в стране, на порядок выше многих коллективов. И он должен обращать внимание на вкусы публики, на ее менталитет, без этого невозможно работать.

- Какова европейская мода на постановки оперных спектаклей?

- Моды нет никакой! Режиссеры ставят исходя из требований театров и публики, иначе спектакль останется безадресным. Вопрос в степени продвинутости публики и в степени профессионализма певцов и режиссеров. Поэтому нельзя делать обобщений. В Германии очень любят, во всяком случае привыкли к радикальному театру. Во Франции это может быть и радикальный театр, и традиционные постановки. Многое зависит от интендантов этих театров. Очень многое определяют даже не режиссеры, а именно они. Интендант набирает постановочную команду и знает, кто как работает. И выбирает то, что соответствует его личному видению. В Италии не любят режиссерского театра, там царит культ певцов, в маленьких театрах вообще показывают костюмированные концерты, и никого не смущает, что спектакль старый. Но, на мой взгляд, оперные тренды все-таки сейчас задают немецкоязычные страны - Германия, Австрия, Швейцария, где хорошо развивается Цюрихская опера.

- От чего это зависит?

- От того, как развита музыкальная аудитория. Если я сижу на концерте камерной музыки в Германии, где играют трио Шумана, и вижу, что старичок рядом со мной буквально подпевает, понятно, что там за уровень. А у нас в стране вообще не знают камерную музыку, и никто не приходит на квартетные вечера, никто не приходит на трио, и такие концерты давно уже перестали давать. Там более высокий уровень музыкального мышления. Хотя… Немецкоговорящая публика устала от радикального театра, и идет тенденция к упрощению, к абстрактным постановкам.

- Что происходит с оперой в Мариинском театре?

- На одну удачную постановку приходятся две неудачных. Это мое личное мнение, у каждого свой личный вкус. На мой взгляд, лучшая сейчас постановка этого театра - "Электра".
6
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии