Время и Деньги
22.05.2010 Общество

Илья Дразнин учит мыслить

Казанский учитель Илья Дразнин разработал собственную систему преподавания математики, которая применима и в массовой школе, и в лицейских классах. Мониторинг знаний учеников Ильи Егудовича показал ее высокую эффективность. Вот если бы еще и подготовленное им учебное пособие доработать и издать в формате учебника или сборника задач, совсем бы было здорово. Кроме того, на базе системы преподавания математики им была сконструирована любопытная программа "Мастер-класс" по работе… с художественным текстом.

Особенно актуален поиск новых форм сейчас, когда большинство учеников не дружит с точными науками. Напомним, что при сдаче ЕГЭ по математике татарстанские школьники уступили своим ровесникам из других регионов. Впрочем, и с преподаванием иных точных дисциплин, той же физики, к примеру, проблем множество. Преподаватели на физфаке КГУ давно уже жалуются на плохую подготовку абитуриентов. Как же заинтересовать ребят сложными предметами, научить их думать? Прислушаемся к тому, что предлагает Дразнин.

- Суть моей системы определяется задачами, которые ставятся перед школьным курсом математики. С одной стороны, школа выполняет социальный заказ: ребята должны усвоить такой объем знаний, чтобы свободно поступить в выбранный вуз, - считает Илья Егудович. - С другой - нужно в ученике развить такие свойства личности, которые без изучения математики сформировать непросто: логический анализ, способность к классификации и систематизации, некоторые виды рефлексии…

На взгляд Дразнина, современный педагог должен отойти от декларативно-репродуктивного метода, при котором роли распределены раз и навсегда - учитель рассказывает, а ученик лишь запоминает и воспроизводит услышанное: "Нужны такие формы занятий, благодаря которым ученик имеет возможность вступить с учителем в неподчиненный диалог. Это чрезвычайно важно для развития творческой личности. Для того, чтобы обсуждать на уроке проблему на равных с педагогом, ученику надо сначала поработать с текстом самостоятельно. Словом, для того, чтобы диалог с учителем был свободным и продуктивным, его следует предварительно вести с текстом.

Свою систему Дразнин опробовал и в классах, где ребята подобраны по интересам, причем необязательно, что эти интересы лежат в области точных наук и в обычных классах. В первом случае увеличивался объем самостоятельной работы, во втором - большую роль играли особым образом подобранные примеры. При этом велика роль логических задач Рэймонда Смаллиана. Их решение одновременно тренирует способность грамотно и лаконично выстраивать речь.

- Такая методика идеальна для подготовки школьников к ЕГЭ, - утверждает Дразнин, - ведь в ЕГЭ многие задачи, даже самые простые, требуют именно умения логически рассуждать, а не автоматически применять алгоритмы. Считаю, что задания ЕГЭ по математике составлены очень толково и позволяют оценить не только объем знаний ученика, но и то, как он ими пользуется.

Учебное пособие, основанное на этой методике, было написано Дразниным еще в 1994 году. Вскоре эта книжка была издана, правда, ограниченным тиражом, но, скажем, школы Вахитовского района ее получили. Казалось бы, преподаватели математики должны были по достоинству оценить оригинальный подход коллеги к школьному предмету, но не тут-то было. До самого последнего времени, когда новыми методами заинтересовались в КазНЦ РАН, никто не проявлял интереса к находкам Дразнина. Впрочем, никто - это, пожалуй, сильно сказано. Илья Егудович преподавал в Суворовском училище, в Лицее №1 при КГУ, школах №9 и №12, творческая атмосфера в которых создавала условия для поиска.

- Илья Егудович, если верить родителям учащихся, то зачастую проблемы с математикой начинаются именно с неудачных учебников, нередко ребята просто не в состоянии понять новую тему, настолько сложно она изложена...

- Часть учебников, действительно, написана наспех и не удовлетворяет ни учителей, ни учеников. Те, кто пишет учебники, должны маневрировать между Сциллой научности и Харибдой доступности. Действительно, прежние учебники были лучше написаны методически, а потому они были понятнее. Но и в тех, и в других высок либо уровень репродуцирования, либо удельный вес малодоступных среднему ученику задач.

Предлагаемый мною метод построен на вариативности: школьники решают примеры и задачи, в которых несколько изменены условия. Решая их, они задумываются над тем, чем, скажем, пятый пример отличается от первого, находят отличия, устанавливают сходство. На мой взгляд, это конструктивный способ построения учебника. Очень жаль, что не удалось привлечь к нему внимание широкого круга коллег.

Что дает такое варьирование? Ученик перестает бояться следующего примера. Варьирование позволяет одержать ряд маленьких, но своих побед, что развивает чувство собственного достоинства. Это заметил еще профессор КГУ Данис Нургалиев, который написал одну из рецензий на книгу "Мастер-класс". Эта книга вышла в 2004 году. С ней можно познакомиться на сайте http://draznin.go4go.net/и в ЖЖ: http://draznin.livejournal.com/. Но продолжим мысль: педагогика в полном смысле этого слова не совсем наука. Она, скорее, сродни шахматам: сплав науки, искусства и спорта.

- А что мешает издать книгу "Метод варьирования" большим тиражом?

- Своеобразная позиция Министерства образования РТ, а точнее - отсутствие всякой позиции. Как в детской игре: "да" и "нет" не говорите…

Сказать "нет" Минобразу вроде как неудобно, ведь все материалы опубликованы в авторитетном журнале "Математика в школе", а значит, прошли серьезное рецензирование. Более того, недавно я обнаружил, что метод варьирования использован в ряде учебников для 5-9 классов, рекомендованных Министерством образования РФ.

Сказать "да" Минобраз не хочет, ведь тогда надо начать что-то делать. Такая позиция ведомства мешает найти единомышленников и финансирование.

- Вы ведь и литературу преподавали?

- Косвенно. Это был интересный опыт. Так случилось, что хорошая художественная литература играла и играет в моей жизни большую роль.

В 1996 году выпускники Лицея при КГУ сдали экзамены, и стало ясно, что система преподавания, в которой высок удельный вес самостоятельной работы, дает хорошие результаты. Я обратился к директору Лицея Игорю Петровичу Григорьеву с предложением открыть класс, где и литературу преподавали бы не так, как в большинстве наших школ.

Конечно, нужно знать, чем, по мнению авторов учебников, Митя Карамазов отличается от братьев, но еще важнее понять, что основное отличие одного писателя от другого - это стиль (или его отсутствие). Выпускники школы должны сознавать, чем Томас Манн отличен от своего брата Генриха, Варлаам Шаламов от Александра Солженицына.

Сейчас, спустя 12 лет после выпуска лицейского " Мастер-класса" и 6 после закрытия (за 1 год до выпуска, после четырех лет работы!) "Мастер-класса" в школе №12, я бы организовал эту работу иначе: что-то бы оставил, что-то - изменил. Но самое главное - на уроках была создана атмосфера уважения к художественному тексту, и по крайней мере часть учеников после этого не станет читать современные "хиты продаж".

- А как они экзамены сдавали?

- Успешно. Чтобы сдать экзамен, нужно знание конкретного учебника. Для человека, который может отличить текст Чехова от текста Бунина или Куприна, это не проблема.

Такой класс был выпущен в Лицее в 1998 году. Там преподавали интересные люди. Позже, в 2005 году, в школе №12 был выпущен еще один "МК" (последний год я имел возможность работать с ним только на уроках математики). Мне хотелось бы найти педагогов, которые смогут вести такой курс в школах города.

- А что же сами?

- Сейчас мне хочется не самому преподавать, а наблюдать за тем, как коллеги работают в нескольких классах, обобщать опыт. Это новое направление, и в Казани есть люди, которые сумели бы с этим справиться. Наша школа нуждается в обновлении, но начинать менять нужно точечно, там, где есть для этого условия. Это создаст общественное мнение и подготовит почву для дальнейшего. Для предлагаемых мною новаций - метода варьирования и программы "Мастер-класс" - нужно финансирование.

По методу варьирования нужны учебники и курсы для учителей. Для создания "МК" - деньги на повышенные оклады, на приглашение специалистов, а также классы наполняемостью по 15 человек. Эти траты с лихвой окупятся, мы получим на выходе из школы людей мыслящих и не падких на кич…

Самое время сейчас, когда в очередной раз готовится программа обновления школы республики, обратить внимание на опыт Ильи Дразнина. Нужно издать его учебное пособие таким тиражом, чтобы оно было доступно учителям-математикам по всей республике, а в ИРО организовать курсы по изучению новой методики. Возможно, это поможет превратить для школьников математику в занимательнейшую из наук.

Идея "Мастер-класса" представляется нам очень интересной. Это как раз то точечное внедрение, о котором писалось выше.
83
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии