Время и Деньги
06.07.2003 Культура

Учебные пособия для всех

Столица всегда прирастала провинцией, область искусства не являлась исключением. А посему художники из Санкт-Петербурга были всерьез озабочены вопросом: насколько качественно образование в провинции? Ведь поучившись в Казани, Самаре, Саратове, часть молодых художников ехала в столичные города. Казанская художественная школа считалась одной из самых перспективных, посему к ней было приковано внимание метров. Ситуация складывалась благополучно, еще и благодаря, как сейчас принято говорить, личному фактору. Уроженец наших земель Иван Шишкин патронировал казанцев. Судя по экспозиции, интеллектуальная и профессиональная поддержка питерских “академиков” была весомой.

Что дарили “академики” своей смене? Познакомившись с четырьмя залами выставки, можно сделать вполне определенный вывод: живопись и графика попадали в Казань более чем качественные. Очень часто полотно сопровождает приятная надпись - “личный дар автора”. И авторы-то все известные - Шишкин, Репин... То, что когда-то служило учебным пособием, образцом, которому надо подражать и к которому необходимо стремиться, для обычного посетителя музея - великолепный экскурс в историю русской живописи конца девятнадцатого - начала двадцатого века.

Начинается выставка с серии графических работ, которые студенты явно использовали как учебные пособия, - натурщики, натюрморты, копии с портретов русских классиков. Тут же гипсовый слепок с “Головы Давида” Микеланджело. Далее идут два зала великолепной, качественной, отменной по технике и сюжетам живописи, просто пир для глаз и души любого, самого требовательного, зрителя. “Боярышня” Р.Журавлева - кстати, вынесенная на афишу, навевает воспоминания о лучших работах Рокотова. Авторский дар И.Репина 1897 года, портрет О.Гейнс, манит тайной неординарной, загадочной личности модели - статная дама, ее строгий лик словно по контрасту утопает в волне воздушнейших кружев. Мягкая женственность, которая по неведомой нам причине должна прятаться за навязанной ей жизнью аскезой. Залитый призрачным лунным светом “Скит ночью” П.Вагнера. Изумительной красоты схваченные в динамике собаки И.Швабе - борзая, настигшая лисицу, и огромный пес, прижавший к земле медведя. Сам сюжет охотничьих сцен, характерный для живописи восемнадцатого - двадцатого веков, сейчас ушел в прошлое вместе с таким аристократическим досугом, как погоня за зверем. А есть еще многофигурные “Ледовое побоище” А.Горбунова и “Привоз жалованного колокола в государев монастырь” Н.Пирогова, которые экспонируются впервые. Экспозиция новой выставки включает в себя более восьмидесяти работ - итог заботы метров о своей смене.

3
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии