Время и Деньги
18.10.2000 Политика

Чьи в лесу шишки?..Конституционный суд должен решить, как формировать исполнительную власть

В среду Конституционный суд РТ под председательством Председателя суда С.Нафиева провел открытое заседание по запросу Кабинета министров РТ о толковании пунктов 7 и 8 части 1 статьи 94 Конституции Республики Татарстан.

Правительство попросило Конституционный суд разъяснить практику применения положений статьи Основного Закона РТ в части прав Президента Татарстана формировать Кабинет министров и систему исполнительных органов государственной власти на территории республики.

По мнению министра юстиции РТ Альберта Салабаева, выступившего на суде в качестве представителя заявителя, и представителя Президента РТ заведующего сектором Государственно-правового управления Президента Сергея Столярова, эти нормы следует понимать как право Президента осуществлять нормативное правовое регулирование в сферах определения структуры Кабинета министров, совершенствования деятельности органов исполнительной власти республики по вопросам, не урегулированным законами Республики Татарстан, образования и упразднения органов исполнительной власти республики без последующего утверждения этих актов законами Татарстана.

При этом А.Салабаев сослался на постановления Конституционного Суда РФ от 18.01.1996 в той части, где указывается, чтобы субъекты Российской Федерации в основном исходили из федеральной схемы взаимоотношений исполнительной и законодательной власти и от 27.01.1999 в части того, что до принятия соответствующих законодательных актов Президент РФ может издавать указы по вопросам установления системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности.

Однако, по словам представителей Госсовета - члена Президиума Марата Галеева и заведующего отделом Правового управления Аппарата Артура Шакараева, такая правовая позиция КС России не касается структуры исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и схемы управления субъектом РФ. Они считают, что полномочия Президента РТ, закрепленные в пунктах 2, 7 и 8 части 1 статьи 94 Конституции Республики Татарстан, должны пониматься только с позиций “создания” или “организации”, т.е. в организационном плане. В данном случае Президент, решая организационные вопросы, формирует (или создает, организует) лишь персональный состав Кабинета министров, a не его структуру, как это видится заявителю. Согласно же пункту 8 части 1 статьи 94 Конституции РТ Президент Татарстана может формировать систему исполнительных органов государственной власти на территории республики только в соответствии с законом.

Эту позицию поддержали и представители Прокуратуры, Верховного и Арбитражного судов республики. Как сказал заместитель прокурора РТ Владимир Метелин, никакого нарушения принципа разделения властей в данном вопросе быть не должно, ибо федеральное законодательство четко определяет компетенцию каждого государственного органа власти субъекта РФ. Структура и схема управления исполнительными органами власти регламентируется исключительно законом субъекта Федерации, при этом законодательный орган имеет право участвовать в формировании исполнительных органов госвласти. Исходя из этого, определяя пределы полномочий Президента РТ по формированию Кабинета министров, исключается возможность осуществлять нормативно-правовое регулирование в сфере определения структуры Кабинета министров, а также возможность образовывать и упразднять органы исполнительной власти. В.Метелин напомнил также о судебных решениях, в которых постановление парламента и указ Президента по регулированию деятельности Кабинета министров Татарстана признаны противоречащими федеральному законодательству.

Таким образом Конституционный суд заслушал две разные позиции. Необходима третья, которая и должна внести ясность. Итоговое решение Конституционный суд примет позднее.
1
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии