Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ: от дураков к гениям
17.06.2010 ТВ и кино

Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ: от дураков к гениям

— Готовятся к выходу сразу три ваших проекта на канале «Культура». О чем они?

— Документальные ленты практически перестали снимать, они не увлекают современного зрителя. А если надо какой-то материал преподать? В какой форме интереснее передавать культурологические знания? Я думаю, что в этом смысле самый лучший инструмент — телевидение. Для этого я даже изобрел термин «образовлечение», что означает образование в форме развлечения. Первый проект носит название «Гении». Он о российских музыкантах - не только о композиторах, но и об исполнителях. Первую серию - «Рахманинов» можно было увидеть к юбилею композитора. Далее планируются передачи о Прокофьеве, Скрябине, Шостаковиче, Стравинском. Другой цикл я бы назвал «Бремя власти». Обычно к власти люди относятся утилитарно. Хотелось бы найти другой подход. Помните у Пушкина: «Тяжела ты, шапка Мономаха». Это рассказ об определенных характерах, о персонажах мировой истории, которые должны были взять на себя достаточно тяжелое бремя по управлению страной. Первый фильм будет об Андропове. Но я бы хотел сделать фильм и о Ярузельском, об Ата тюрке, Пиночете. В размышлениях о роли культуры в жизни страны появился третий пласт — «Культура — это судьба». Культура каждого народа определяет его судьбу, и поэтому здесь уместны размышления не только о культуре русской, но и других наций, цивилизаций, сравнительная топология разных культур и конфессий. Здесь можно найти ответ на вопрос: чем мы отличаемся от других и чем мы похожи? В этих передачах я участвую как ведущий, потому что темы требуют собственного взгляда автора на разные вещи.

— Почему был выбран канал «Культура»?

— Потому что его смотрят зрители, которые не хотят развлечений и не любят переключать кнопки пульта. Мне представляется, что это люди, которые любят читать. Другие каналы, с огромным количеством рекламы, мне кажется, больше подходят для любителей листать картинки в журнале. Если сравнивать с иностранными каналами, то наше телевидение, к сожалению, уже перегнало многие страны по количеству рекламы. Российское телевидение отражает вкус российского зрителя, но, тем не менее, является не самым плохим в мире. Например, итальянское телевидение гораздо более легкомысленное. Итальянцы любят красивых женщин, поэтому в любой передаче участвуют длинноногие дивы, которые могут даже ничего не говорить, но присутствовать будут даже в политической передаче, чтобы было можно смотреть на красивое…

Про себя могу сказать, что очень мало смотрю телевизор, разве только новости.

— На нашем телевидении было много попыток сделать авторские программы с участием ведущих актеров и режиссеров — Калягина, Говорухина, Табакова, Басилашвили. Но их нельзя назвать слишком удачными. Как вы думаете, почему?

— Когда вы ставите программу на поток, то очень сложно быть все время оригинальным, возникают определенные шаблоны, клише. Хотя хорошо, что разные каналы дают возможность высказаться известным деятелям культуры, но на телевидении спрос очень четко рождает предложение. Если передачу смотрят реже и реже, ее все равно закроют. Кроме того, бывает, что интересная индивидуальность не совпадает с программой, или наоборот… Телевидение — очень мощный рычаг. Но это массовые развлечения и удовольствия, а массовость никогда не являлась залогом качества. К сожалению, часто бывает, что телевидение становится не окном в мир, а стеной, на которой видны тени, совершенно не отражающие реальность. Но ведь и правды нет и быть не может. Любая истина — только часть истины. Вы приходите к врачу, и он говорит вам, что «вы больны», затем «но я могу вас вылечить», и последнее — «вы все равно умрете». При словах «вы умрете» — у человека ужас, «вы больны» — депрессия, а «вы больны, но, мне кажется, я могу вас вылечить» — появляется надежда. И все это истина.

6
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии