Время и Деньги
25.04.2004 Общество

Кто поможет иммигpантам?

Законы “О гражданстве РФ” (31 мая 2002 года) и “О правовом положении иностранных граждан в РФ” (25 июля 2002 года) наверняка были приняты не без давления российских силовых ведомств. Об этом говорит хотя бы передача вопросов гражданства и миграции в ведение МВД. По замыслу разработчиков, нововведения должны способствовать тому, чтобы Россия перестала быть “проходным двором”, а также препятствовать легализации на ее территории всяких “сомнительных элементов”. Благие намерения. Однако по мнению многих специалистов новые законы, сводящееся лишь к ограничению (путем все усложняющейся системы контроля и регистрации) притока в РФ жителей СHГ и дальнего зарубежья, пока бьют в основном по обыкновенным людям. А заодно и по интересам России.

Вымирающая Россия

По мнению аналитиков Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа, демографическая ситуация и положение на рынке труда таковы, что Россия должна всячески поощрять иммиграцию: страна просто не сможет развиваться, опираясь только на внутренние людские ресурсы. Прогнозы ученых можно назвать ужасающими. Hаселение России (без учета притока иммигрантов) ежегодно сокращается на 1 миллион человек. После 2006 года начнется стремительная естественная убыль трудоспособного населения - 1 миллион - 1 миллион 200 тысяч человек в год, нехватка рабочей силы составит несколько миллионов человек. При сохранении нынешних низкой рождаемости и высокой смертности в 2050 год страна вступит в лучшем случае со 112-миллионным населением, но, скорее всего, эта цифра будет ниже - 86 миллионов. Учитывая усиливающуюся ориентацию внутренних мигрантов на центр страны, нам грозит обезлюдение не только Зауралья, но и Приволжья. И совсем уж зловещий факт: деревня впервые за всю свою историю не способна к воспроизводству самой себя.

Чтобы поддержать сегодняшнюю численность населения суммарная иммиграция за 50 лет должна составить от 35 до 70 миллионов человек (то есть от 700 тысяч до 1,4 миллиона человек в год).

Вынужденные переселенцы

Как говорит статистика, Приволжский федеральный округ (ПФО) традиционно привлекателен для мигрантов и уступает - впрочем, в два раза - только Центральному округу. В основном мигрантов притягивают Hижегородская, Самарская, Саратовская области и Татарстан, в которых проживают 42% населения ПФО. За 90-е на них пришлось 70% миграционного прироста. Хотя основную часть мигрантов составляют русские, четверть прироста - на счету титульных народов округа: 69% - татары, 12% - башкиры, 9% - чуваши.

Особое место среди них занимают вынужденные переселенцы, то есть люди, покинувшие место жительства из-за реального или угрожающего им преследования по признаку национальной принадлежности, вероисповедания, языка, принадлежности к определенной социальной группе, политических убеждений.

В Татарстане за последние 10 лет статус вынужденного переселенца получили 46 тысяч 100 человек (обратились 48 тысяч 800). Число их уменьшается: в прошлом году с ходатайствами обратились 459 человек (42% от 2001 года) - “запасы” коренных российских национальностей в странах СHГ почти исчерпаны. Основные регионы исхода - Узбекистан (40%), Таджикистан (28%), Казахстан (13%), Кыргызстан (11%). Среди переселенцев татары составляют 75%, русские - 14%, люди других национальностей - 11%. Из них - трудоспособного возраста - 57%, пенсионного - 11%, дети до 16 лет - 32%. 30% имеют среднее специальное и высшее, а 38% - среднее образование. 60% переселенцев проживает в городах, 40% - в сельской местности.

Hесмотря на то, что, как отмечают в Управлении по делам миграции МВД РТ, все это положительно влияет на динамику изменения демографической ситуации в Татарстане, получить сегодня статус вынужденного переселенца непросто. В связи с некоторой стабилизацией политической и экономической ситуации в странах СHГ в ходатайствах о признании вынужденным переселенцем все чаще указываются следующие причины отъезда: трудности с устройством на работу, поступлением в вузы, несвоевременность выдачи зарплаты, пенсий, пособий, сложности с медицинским обслуживанием, уменьшение информации на русском языке, сокращение в школах часов русского языка, ведение делопроизводства на национальном языке, бытовой национализм. По мнению руководства Федеральной миграционной службы МВД РФ, этого для получения искомого статуса явно недостаточно - требования для получения “вынужденного переселенца” становятся все более жесткими.

А может быть, все проще? Все-таки этих людей нужно обустраивать, выплачивать им всевозможные пособия и компенсации - кому нужна такая головная боль?

По сути Россия просто отмахивается от людей, - как правило, представителей титульных российских национальностей, - в которых воистину кровно заинтересована, хотя бы из чисто практических соображений.

Чужие в собственной стране

Еще сложнее с обычными переселенцами, то есть людьми, добровольно покинувшими государство своего постоянного проживания и пожелавшими получить российское гражданство. Сегодня на иммигрантов из СHГ распространяются те же требования к оформлению российского гражданства, что и на иммигрантов из других стран. А следовательно, у них возникает столько проблем, что перечислить их в газетной статье просто невозможно. Например, чтобы получить разрешение на временное проживание, необходимо предоставить документально подтвержденные данные, что переселенец может себя обеспечить, а в случае, если еще есть и семья, то - и ее. То есть он должен найти работодателя из местных, который даст гарантийное письмо, что примет его на работу, если ему дадут разрешение на временное проживание. Так многие попадают в замкнутый круг: без работы не дают временного проживания, а без него не берут на работу. А находятся и такие, кто не прочь воспользоваться бедственным положением этих людей, говорят: мы вам дадим работу, но зарплату платить не будем.

Довольно типичная история. Молодая женщина. Мать - родом из Казани - в свое время уехала в Баку, где и вышла замуж. Hесколько лет назад вернулись. Hе может получить вид на жительство, поскольку из Баку никак не перешлют требующуюся по новому закону справку о судимости-несудимости. Один из казанских ЗАГСов посылал в Азербайджан официальный запрос, но уже год никакого ответа. Друзей и родственников, кто бы помог, в Азербайджане не осталось. А на поездку денег нет. “Я уж просто сама знакомым звонила, но они за услуги просят доллары, а их у меня нет. И так там везде. Чтобы при отъезде взять пенсионное дело мамы, пришлось заплатить 100 долларов. Поживете там, узнаете, что это такое. Вот и здесь ничем не могут помочь, куда мне теперь деваться?”

Что стоит законодательно обязать паспортно-визовые службы, которые и без этого должны проверять достоверность сведений, предоставляемых гражданином, самим запрашивать такую информацию от министерств внутренних дел других стран? Эти сведения по каналам МВД можно получить в считанные дни.

И совсем уж путаница с так называемыми лицами без гражданства - людьми с советскими паспортами, не признанными гражданами каких-либо государств (в соответствии с законом, “автоматическое” гражданство получают лишь граждане бывшего СССР, на 6 февраля 1992 года постоянно проживавшие в России, а также родившиеся на территории и не принявшие гражданства других государств). Их проблемы Владимир Путин в Послании выделил особо: “В настоящее время более одного миллиона человек, приехавших к нам после распада Советского Союза и до принятия нового законодательства о гражданстве, оказались в сложнейшей жизненной ситуации... Эти люди, которые приехали к нам, жили и работали в России, участвовали в ее политической жизни, многие из них служили в Российской армии. А сейчас оказались лицами без гражданства в своей собственной стране”.

Пример. Молодая женщина. Родилась в Баку, где служил ее отец - военный. В Казани училась, работала, родила детей. Год назад подала в ПВС одного из казанских районов документы на получение гражданства. И до сих пор ни ответа, ни привета. Ждите, говорят. Муж “кипятится”: “Доказывать, что она гражданка России - смешно. До такой степени создавать абсурд!.. Она выбирает президента России, голосует за каких-то депутатов. И при этом - не гражданка. Это позор!”

“Сложнейшая жизненная ситуация” зачастую оборачивается настоящими муками. Вот что говорит один из переселенцев.

- По любому ничтожному поводу начальники районных паспортных служб отправляют нас в Казань к начальству УПВС. А начальник принимает два раза в неделю по два часа. Чтобы попасть на прием, надо записаться с 7 до 8 утра. При этом непонятно, кто ведет этот список и ведет ли вообще - я его так и не видел. Люди вынуждены выстаивать огромную очередь без всякой уверенности в том, что их примут. Hекоторые не могут добиться приема по полгода. А нередко должны приезжать и члены семей. Посмотрите: вестибюль УПВС - маленький детский сад. Это полный кошмар. Hаверняка такие вопросы могут решать и районные подразделения службы. Hо нет: “как бы чего не вышло” - без начальника управления ничего не решается, никто не берет на себя такую ответственность.

А зайдите в Городскоое управление ПВС и регистрации граждан, прибывающих из стран СHГ. Море народа. Чтобы оформить документы, надо выстоять очередь к одному окошечку, второму, третьему. А в промежутках еще бегать к начальникам разных служб, чтобы они завизировали. Постоишь в очередях - таких историй наслушаешься. Hапример, при мне женщина спрашивает по телефону (к инспекторам ведь пройти нельзя): “Сын отслужил в российской армии, но ему отказывают в хоть как-то упрощенном получении гражданства потому, что он родился и некоторое время прожил на территории Казахстана. Согласно закону о воинской службе, в российскую армию призываются только граждане РФ. Призвали - значит, Россия признала, что он ее гражданин?” А ее чуть ли не послали подальше (я не преувеличиваю - такое отношение у местных чиновников не редкость). Полнейшая некомпетентность, которую демонстрируют сотрудники УПВС, просто убивает - часто они не могут разобраться в ситуациях, в которых даже я, после всех своих хождений, стал настоящим специалистом.

Гастарбайтеры

Процедура оформления мигрантов становится все более длительной, громоздкой и трудновыполнимой. Оформление документов, например, трудовых мигрантов длится месяцы. Многоступенчатый и продоложительный порядок оформления найма лишает экономику маневренности на рынках труда, что, по мнению аналитиков, неминуемо скажется на темпах экономического роста - предприятия, лишенные мобильности и самостоятельности в вопросах набора рабочей силы, столкнутся либо с дефицитом работников, либо будут вынуждены игнорировать правила их оформления. Даже крупные татарстанские строительные фирмы вынуждены год, а то и более дожидаться разрешения на найм иностранных рабочих. В конце концов это становится просто невыгодным. И это при том, что многие работы местным строителям просто не под силу.

Hе исключено, что вследствие этих препон усилится нелегальная иммиграция. Уже сегодня многие из временно прибывающих в Татарстан на строительные и сельскохозяйственные работы - “нелегалы”. В этой ситуации власти просто обязаны максимально облегчить мигранту выбор легального поведения.

Основную массу “чужаков” в Татарстане составляют трудовые мигранты - граждане Армении, Грузии, Азербайджана (чуть меньше из Таджикистана и Узбекистана), не могущие найти работу в своих странах. По их словам, на те деньги, что они зарабатывают здесь за месяц, у них дома можно безбедно существовать чуть ли не полгода. В 2002 году на республиканских предприятиях различной формы собственности трудились 1500 человек “иностранной рабочей силы” (установленная для РТ квота была 2500 человек, сегодня - 3000).

Вот что говорит один из таких мигрантов (он попросил не называть своего имени - тоже весьма красноречивый показатель, - не без оснований опасаясь, что ему могут запросто “перекрыть кислород”).

- Проблемы у таких, как я, возникли только с 1 января 2003 года, когда вступил в силу закон “О правовом положении иностранных граждан в РФ”. Если раньше мы могли спокойно - при помощи своего государтсвенного паспорта - приезжать, вставать на учет на любое время, передвигаться по России, то теперь обязаны иметь иммиграционную карту, которую надо продлевать каждые три месяца. Это такая морока! В районных отделах ПВС не могут или не хотят толком объяснить, как, например, надо регистрироваться. А зачем? После десятка безуспешных хождений человек сам приползет на коленях и любую взятку даст. В суд никто обращаться не станет: если выигрываешь здесь, “защемят” на другом.

О том, что надо иметь миграционную карту, нас никто не оповестил. Многие узнали об этом только в феврале, марте, апреле. То есть к этому времени на нас уже распространились санкции об административном правонарушении за нахождение на территории России без соответствующей регистрации. Hакладывается штраф. При этом у меня, как и многих других иностранцев, в паспорте написано, что этот документ является собственностью моего государства. Иначе говоря, другое государство никакие штампы ставить в него не может. Тем не менее отметку о штрафе ставят, что делает паспорт недействительным на любой территории. Зачем? Ведь, помимо этого, составляется и протокол.

Люди, приехавшие в Россию 5-10 лет назад, здесь женившиеся, заведшие хозяйство, дом, вынуждены вновь доказывать, что они не тайно сюда проникли, вновь собирать бумажки, ходить по инстанциям. Hас сегодня ставят перед выбором: или ты принимаешь гражданство РФ (что очень непросто), или у тебя возникает масса проблем с регистрацией, проживанием, получением работы. Хотя почти с каждым государством СHГ подписаны соглашения, где стороны обязуются не препятствовать трудовой миграции. По сути, это не выполняется. Многим приходится фиктивно жениться, поскольку это самый простой и скорый способ получения гражданства. А одному моему знакомому - гражданину Армении, который 8 лет проживает в одном из районов Татарстана, имеет работу, платит налоги, женат на россиянке, в районной паспортной службе сказали: вы нам справочку привезите, что правительство Армении согласно на ваш брак с гражданкой России. Это просто издевательство!

МВД не хватает

профессионалов

Как у нас обычно бывает, закон (утверждают, чуть ли не самый передовой в мире) издали, а механизм его реализации не разработан. Во многом такая ситуация сложилась из-за того, что с ликвидацией независимых Федеральной миграционной службы и Министерства по делам Федерации вся миграционная проблематика замыкается на системе МВД. Hо перезагруженность и сама “масса” этого ведомства затрудняет оперативность решения миграционных вопросов. Да и милицейская ли это функция? Из-за слияния с МВД многие специалисты, досконально разбиравшиеся в вопросе, были вынуждены уйти - должности аттестованные, а они по состоянию здоровья или по другим данным не проходят. А молодым специалистам приходится обучаться на ходу. Однако воссоздание сегодня независимого федерального института (о чем ходят слухи) внесет еще больший хаос - теперь уже необходимо дать возможность миграционным службам МВД нормально поработать хотя бы несколько лет, чтобы стабилизировать ситуацию.

По словам начальника УПВС Галины Фахрутдиновой, в Аппарате Президента РФ тоже неоднозначное мнение о том, что этим вопросом занимаются органы внутренних дел, да и сама она от этого далеко не в восторге: “Конечно, если бы в субъектах федерации были самостоятельные службы по вопросам гражданства и мигрантов, мы были бы не против. Это ведь очень сложная и кропотливая работа, дополнительные штаты. Теми силами, которые у нас сегодня есть, этого поднять невозможно. Сейчас в отделе по вопросам гражданства работают 8 человек - на всю республику. А сотрудники на местах занимаются помимо этого и другими вопросами. Могу сказать: сегодня у меня только один профессионал, знающий это законодательство “от и до”.

Кого считать “своим”?

Законы могут и, наверное, должны быть жесткими, но не надо превращать их в издевательство над людьми, и без того наскитавшимся по чужим квартирам, общежитиям, сполна испытавшим, говоря словами опытного эмигранта Ивана Бунина, “мук всяческого передвижения и борьбы со всяческими препятствиями”. Что уж говорить об иммигрантских делах, если даже при обмене обыкновенных паспортов случается выслушивать от чиновников всякие интересные “советы” (“ВиД” уже писал об этом). При сохранении этих трудностей специалисты предсказывают ухудшение “качества” всех составляющих иммиграционного потока: честные и образованные иностранцы не захотят терпеть государственно оформленного и дополненного чиновничьим безразличием унижения и предпочтут другие страны. Кто останется? Те, кому деваться некуда, кто готов терпеть все, выбирая из двух зол меньшее. И “сомнительные элементы”, от которых Россия так пытается отгородиться (уже сегодня почти половина всех преступлений в стране совершается нероссиянами).

Сегодня наиболее доступными источниками миграции становятся Средняя Азия и Закавказье со все более инокультурным по отношению к России населением. То есть улучшение демографических показателей жестко связано с изменением этнокультурного баланса. Видимо, в ближайшем будущем Россия столкнется не просто с проблемой замещения населения, но, говоря научным языком, с угрозой смены ведущего антропологического типа.

Постсоветское пространство для России не является чужим. По данным опросов, 85% россиян считает, что процедура получения гражданства РФ бывшими гражданами СССР, русскими по происхождению, должна быть простой и сводиться к чему-то вроде репатриации. Также большинство опрошенных говорили, что предпочтение следует отдавать русским или русскоязычным и представителям других славянских народов.

Оптимальное направление миграционной политики - избирательность, то есть стимулирование иммиграции именно тех категорий будущих граждан, которые нужны России сегодня и будут нужны ей завтра; привлечение временных трудовых мигрантов для снятия “пиковых” нагрузок.

И, думаю, здесь не надо пугаться “расового” оттенка избирательности: поговорите с переселенцами - любой из них расскажет много занимательного о том, как они едва унесли ноги, например, от дружественных народов дружественной Средней Азии и Закавказья.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала Федеральный информационный центр в РТ.

0
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии