Казанские первопроходцы неба
25.06.2010 Общество

Казанские первопроходцы неба

Казань была связана с авиацией задолго до появления в городе знаменитых авиационных заводов и профильного института. В казанской истории немало ярких имен, которые мы можем отнести к первопроходцам воздухоплавания. В преддверии Всемирного Дня авиации и космонавтики вспомним о некоторых из них.

Первый казанский авиатор

В Казани впервые увидели настоящий самолет почти ровно сто лет назад. Это был аппарат одного из первых пилотов России - выпускника третьей мужской гимназии Казани и юридического факультета Казанского университета Александра Алексеевича Васильева. Случилось это на первой Казанской авиационной неделе в сентябре 1910 года.

Судьба Александра Васильева удивительна. Он был секретарем в Казанской судебной палате, готовился стать помощником судьи, но вдруг заболел небом и твердо решил стать летчиком. Для этого ухал во Францию, где окончил аэропланную школу знаменитого Луи Блерио, получил диплом пилота № 225 и стал семнадцатым дипломированным авиатором России, имевшим право совершать публичные полеты. На свои деньги он приобрел два моноплана "Блерио" и отправился по России с гастрольными полетами. Первое "шоу" он устроил 1 сентября 1910 года в Нижнем Новгороде, где установил всероссийский рекорд высоты - 1 тысяча метров. В Казани на полет Васильева пришли посмотреть 40 тысяч человек (из 250 тысяч жителей города). Это было на ипподроме в районе озера Кабан. Девятнадцатиминутный полет прошел под неумолкающее "Ура!" и гром рукоплесканий. После посадки публика сорвалась с мест, пилота в восторге качали и на руках донесли до ангара. Позже Александру Алексеевичу вручили серебряный жетон с надписью "Первому Казанскому авиатору" и избрали почетным членом Казанского общества воздухоплавания.

В июле 1911 года Александр Васильев участвовал в первом в России воздушном марафоне Петербург - Москва. Александр Алексеевич оказался единственным из девяти участников, кто достиг цели - с посадками он преодолел расстояние 725 верст за 24 часа 41 минуту, проведя в воздухе 9,5 часа. В журнале "Воздухоплаватель" была помещена Высочайшая телеграмма от императора Николая II московскому губернатору Джунковскому: "Передайте авиатору Васильеву мое искреннее поздравление с победой на перелете Петербург - Москва и мою благодарность за его готовность и впредь работать на пользу отечественного воздухоплавания, успехи и развитие которого близки моему сердцу". Губернатор наградил победителя серебряным Кубком Москвы.

В конце 1912 года Александр Васильев воевал на стороне Болгарии в Балканской войне, а по возвращении в Россию стал летчиком-испытателем Петербургского авиационного завода. С началом Первой мировой войны Васильев добился отправки на фронт и стал летчиком сформированной в Петербурге первой авиационной роты. 10 августа 1914 года по заданию штаба Юго-Западного фронта он вместе с наблюдателем на борту вылетел на разведку в тыл врага в районе Львова. При возвращении с задания аэроплан был подбит. Дотянуть до линии фронта не удалось всего несколько сот метров. Пришлось совершить вынужденную посадку в тылу австрийцев, где летчик и наблюдатель были пленены. После неудачной попытки побега Васильев был заключен в лагерь строгого режима. Первый казанский авиатор Александр Алексеевич Васильев умер в плену в 1916 году.

От войны до войны

Первым русским, освоившим аэроплан, стал Михаил Никифорович Ефимов. 15 февраля 1910 года во французской летной школе Анри Фармана он получил диплом пилота-авиатора № 31. Ефимов прославился не только рискованными "выкрутасами" в небе, но и изобретением приспособления для запуска двигателя пилотом без посторонней помощи. Михаил Никифорович работал летчиком-инструктором и участвовал в Первой мировой - прапорщик Ефимов стал полным георгиевским кавалером и был награжден орденом Св. Анны 3-й степени с мечами. Но после Октябрьской революции он принял Советскую власть, некоторое время работал в Казанской летной школе, а в 1919 году был расстрелян белогвардейцами в Одессе.

Инструктором Казанского аэроклуба был Сотир Петрович Черкезов ("пилотский диплом № 39 выдан 16.X.12 от Императорского Всероссийского аэроклуба"). Участник Балканской войны 1912-1913 годов, в 1914 году он добровольцем вступил в Русскую армию, воевал на Галицийском фронте, затем переучивался в Гатчинской авиашколе. После вступления Болгарии в войну на стороне Германии Черкезова интернировали, и три года он проработал инструктором в Казани. В 1917 году Сотир Черкезов переехал в Петроград, участвовал в революционных событиях. В 1919 году вернулся в Болгарию, где вновь стал летчиком, а затем - конструктором самолетов. В годы Великой Отечественной войны, несмотря на преклонный возраст, был переводчиком в службе связи с советской авиацией 2-й Болгарской армии.

В январе 1918 года начальником Казанской авиационной школы Казанского общества воздухоплавания стал герой Первой мировой войны, кавалер офицерских орденов Св. Георгия 4-й степени, Св. Владимира 4-й степени, Св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом, четырех солдатских Георгиевских крестов Степан Андреевич Ноздровский (на фото). После взятия Казани в августе 1918 года частями Чехословацкого корпуса и полковника Каппеля вступил в Белую армию. После поражения Колчака капитана Ноздровского, как и многих других белых офицеров Восточного фронта, мобилизовали в Красную армию. Он служил в Главном управлении Рабоче-крестьянского Красного Военно-воздушного флота (РКК ВВФ), преподавал в Академии военно-воздушного флота РККА имени Жуковского и на кафедре механических приборов Московского авиационного института.

Выпускник Алексеевского военного училища подпоручик Борис Андреевич Иванов 3 ноября 1912 года окончил Севастопольскую авиашколу и получил звание военного летчика. В годы Первой мировой - на фронте. О том, как воевал капитан Иванов, говорят его боевые ордена: Св. Станислава 2-й и 3-й степени, Св. Анны 2-й, 3-й и 4-й степени. А в июне 1915 года он был награжден Георгиевским оружием.

С января 1919 года Борис Андреевич - в Красной Армии. По окончании гражданской войны работал в обществе "Добролет", служил помощником начальника 1-й военной школы летчиков имени А.Ф. Мясникова. В 1933 году Иванов был арестован, потом освобожден и сослан в Казань, где работал летчиком-испытателем на авиационном заводе № 124. Вновь арестован и 19 марта 1939 года осужден за антисоветскую пропаганду на 8 лет лишения свободы с поражением в правах на 5 лет. Борис Андреевич был реабилитирован 3 марта 1955 года.

Создатель авиации Белого движения

Выпускник Николаевской инженерной академии потомственный дворянин Дмитрий Александрович Борейко в 1911 году окончил Гатчинский авиационный отдел Офицерской воздухоплавательной школы. Перспективный штабс-капитан был оставлен преподавателем в школе, где читал лекции по авиационным моторам и написал несколько учебников (по его "Основам авиации" еще в начале 1930-х годов обучались все советские летчики). В годы Первой мировой войны награжден четырьмя боевыми орденами - Св. Анны 2-й и 3-й степени, Св. Станислава 2-й и 3-й степени.

В августе 1918 года в Казани Борейко перешел к белым и стал одним из организаторов авиации Белого движения. 27 сентября 1918 года он был назначен начальником Управления воздушного флота в штабе Верховного Главнокомандующего сухопутными и морскими силами России адмирала Александра Колчака. После поражения Белого движения полковник Дмитрий Александрович Борейко эмигрировал в Китай и вступил в Союз русских инженеров за границей. Написал и издал девять книг. После Великой Отечественной войны арестован в Харбине органами СМЕРШ и в 1948 году умер в следственной тюрьме.
134
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии