Время и Деньги
28.06.2010 Общество

Страшное эхо Катыни

Вчера в России был День траура по погибшему в авиакатастрофе под Смоленском президенту Польши и еще почти ста пассажирам разбившегося самолета. Польская делегация направлялась на мемориальные мероприятия в Катынь.

Получилась не просто трагедия, а трагедия-символ, горе, которое катастрофа возвела в квадрат. Несчастье семидесятилетней давности (хотя о какой давности может идти речь, если эхо бессудного расстрела до сих пор ранит души множества людей) превратилось в траурную рамку для нового кошмара и - от чего особенно становится не по себе - в его первопричину. Можно сколько угодно говорить про сильный туман на аэродроме под Смоленском, летчиках, не выполнивших рекомендацию диспетчера садиться в Минске, о президенте, который, как утверждают, настаивал на приземлении. Но все это не отменяет того факта, что в российской земле уже семь десятков лет покоятся останки расстрелянных НКВД более двадцати тысяч поляков - цвета польского офицерства и интеллигенции, и именно их память собиралась почтить представительная делегация во главе с Лехом Качиньским. Собиралась, и по какому-то мистическому, иначе не скажешь, совпадению ушла навсегда именно там, недалеко от Катыни, имя которой теперь будет ассоциироваться еще и с этим ужасом.

Ведь даже если отбросить все эмоции, ситуация сложилась практически беспрецедентная. За считанные секунды одна из самых больших стран Европы лишилась не только главы государства, нескольких вице-маршалов сейма и членов правительства, практически всего высшего командования. На борту президентского лайнера находился также человек, символизировавший преемственность власти между Польшей довоенной и Польшей посткоммунистической - девяностолетний Рышард Качоровский, последний президент этой страны в изгнании. Именно он вручал президентские регалии первому президенту демократической Польши Леху Валенсе. О том, каким ударом стали эти утраты для польского народаели все, кто смотрел по федеральным телеканалам прямое включение из Варшавы. Тысячи скорбящих людей на улицах польской столицы, море цветов, траурный звон колоколов. И трудно не согласиться с высказанной кем-то из польских политиков (кажется, Валенсой) мыслью, что эта первая потеря такого масштаба для Польши после катынского расстрела.

Польша и Россия вновь связаны кровью. Как будто замкнулся проклятый круг истории. Семьдесят лет назад тысячи ни в чем не повинных людей погибли только потому, что двум европейским тиранам, как знакомому нам с детства волку из басни, в очередной раз "захотелось кушать". На этот раз обвинить можно только погоду, хотя любители конспирологических версий, конечно, найдутся и с той, и с этой стороны. Возможно также, что новая трагедия под Смоленском, как это порой происходит с событиями такого масштаба, дала двум нашим странам шанс преодолеть "катынский синдром" и начать взаимоотношения с чистого листа. Помня о прошлом, но изжив недоверие и ненависть. В конце концов, сталинский режим, совершивший это чудовищное преступление, давно ушел в небытие, а российский народ (здесь нельзя не согласиться с Премьер-министром РФ Владимиром Путиным) оказался первой жертвой диктатуры.

Шаг к примирению уже сделан. И, что особенно значимо, еще до катастрофы. Премьер Путин вместе со своим польским коллегой Дональдом Туском на коленях почтил память расстрелянных. Тогда же он четко заявил, что тоталитарному режиму не может быть никаких оправданий и эта оценка не подлежит ревизии. Это те слова, которые наши соседи ждали от нас много лет. А произошедшее 10 апреля несчастье невольно заставило и российских политиков, и российское телевидение вновь заговорить о катынском расстреле, причем без обиняков и в полный голос. То, что на телеканале "Россия" в прайм-тайм был показан фильм Анджея Вайды "Катынь", - событие, бесспорно, знаковое. Ведь, судя по опросам, многие россияне до сих пор полагают, что польских офицеров в Катынском лесу расстреляли нацисты. В фильме, кстати, очень хорошо показано, что поляки вовсе не считают гитлеровский режим лучше сталинского, а всего лишь называют кошку кошкой.

Сказанная на самом высоком уровне правда о Катыни - еще и прекрасный повод раз и навсегда поставить точку в дискуссии о нашем тоталитарном прошлом, чтобы, перефразируя известное выражение, мертвый наконец перестал держать за ноги живых. Сталина давно нет на свете. Пора перестать вызывать его призрак, рассказывая в учебниках об "эффективном менеджере" и собираясь развесить его портреты в праздничной Москве. Сейчас эта инициатива мэра столицы выглядит особенно неуместно.
5
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии