В Казани открыли памятник герою-летчику
19.07.2010 Общество

В Казани открыли памятник герою-летчику

Знавшие его говорили, что он был самым сильным испытателем Казанского авиазавода, настоящим асом, душевным, порядочным и веселым человеком… Вчера на улице Васильченко, что в Московском районе, торжественно открыли памятный знак в честь Героя Советского Союза, летчика-испытателя Александра Григорьевича Васильченко.

Наверное, современные летчики позавидуют тому, сколько самолетов освоил Александр Григорьевич (1911-1960) - У-2, УТ-2, УТ-3, ТБ-3, Ли-2, Пе-2, Пе-8, Б-25, Б-29. Он поднимал в воздух первые Ту-4 и Ту-75, испытывал Ту-16, Ту-104Б, Ту-107, Ту-110А. Общий его налет под конец карьеры составил 4 тысячи 167 часов.

В Казани он появился в 1943 году - его пригласили из перегонщиков, доставлявших авиатехнику на фронт. А до этого были советско-финская война, начальный период Великой Отечественной. Кстати, во время войны в Казани Васильченко испытывал не только разные стандартные модификации Пе-2, но и экспериментальный вариант бомбардировщика с реактивным двигателем, над которым здесь работали Сергей Королев и Валентин Глушко. За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, 1 мая 1957 года полковник Васильченко был удостоен звания Героя Советского Союза. С 1960 года он - заслуженный летчик-испытатель СССР.

"ВиД" попросил вспомнить Героя Советского Союза его коллегу и товарища - бывшего штурмана-испытателя Казанского авиазавода Григория Григорьевича Балакина:

"Я летал с ним штурманом на Ту-4 и Ту-16. Александр Григорьевич был классическим летчиком-испытателем. Некоторые, признаемся, боялись рисковать, а он все выполнял досконально и до конца. А взлетал и садился просто безукоризненно.

Человеком он был очень приличным, простым, добродушным, компанейским. Друзей у него было очень много, его знал чуть ли не весь город. Душа у него была широкая. Это проявлялось во всем, в том числе и в быту. Приходит, например, в магазин за бутылкой шампанского, а покупает три - себе, продавцу и кассиру. Тогда зарплата на заводе была приличная. До реформы 1961 года ведущие специалисты и даже механики получали по 2-3 тысячи - большие деньги. Нормально платили и рабочим. А уж заводские испытатели вообще жили неплохо. Так вот, помню, Васильченко отпускных получил 120 тысяч рублей! Приезжает из отпуска - денег нет ни копейки: "Браток, одолжи сто рублей". Но когда он умер, оказалось, у него только сто рублей в заводской сберкассе лежит. Ничего не накопил. А сколько людей на его похороны пришло!.. Вот такой был у нас товарищ - замечательный летчик и прекрасный человек".
65
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии