Время и Деньги
10.07.2011 Бизнес

Стратегия ужа на сковородке. Малый бизнес признан самой живучей и гибкой формой ведения бизнеса в России

Возможность увидеть наглядный срез ситуации, в которой сегодня находится малый и средний региональный бизнес, получил корреспондент "ВиД", побывав на форуме газеты "Ведомости" "Директивы правительства и их региональная проекция", организованном на днях в Москве при участии всероссийского предпринимательского объединения "ОПОРА РОССИИ".


Остаться в выживших "Нас ждет очень интересное десятилетие", - с таким интригующим заявлением обратился к участникам форума его модератор - президент "ОПОРЫ РОССИИ" Сергей Борисов. Борисов пояснил, что основанием для такого прогноза служит, по его оценке, беспрецедентное количество мер господдержки малого и среднего бизнеса (МСБ), предпринятых в прошлом году. Напомним, что за этот период получили "путевку в жизнь" (в том числе благодаря мощному лобби "ОПОРЫ РОССИИ") ряд законодательных инициатив таких как отмена ККМ для бизнеса с упрощенными режимами налогообложения, замена обязательной сертификации декларированием соответствия, законы об ограничении проверок предпринимателей от 26.12.2009г.

№293-ФЗ и от 26.12.2008 №294-ФЗ. Ряд других поправок, таких, например, как пролонгация срока действия закона о малой приватизации №159-ФЗ еще на два года, ожидается к окончательному принятию в осеннюю сессию Госдумы РФ. "Но малому и среднему бизнесу досталось всего 2% от общего объема антикризисных мер", - напомнил Сергей Борисов. В ответ директор департамента по развитию малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития РФ Андрей Шаров заявил: "Покажите мне еще один такой сектор, где бы наблюдался такой рост!"

Действительно, по словам Борисова, в прошлом году крупный бизнес "лежал на боку", а объем малого увеличился на 9,8% по индивидуальным предпринимателям (очевидно, во многом благодаря антикризисной программе самозанятости безработных) и 2,8% по юридическим лицам. "Конечно, малый бизнес "проедал" оборотные средства, но он выжил!" - констатировал Борисов под аплодисменты зала. Почему застрял "инновационный лифт"? Как уже неоднократно декларировалось от лица Минэкономразвития РФ, господдержка малого бизнеса сегодня и в среднесрочном периоде сосредоточена на инновационном секторе - именно сюда, в этот пока еще незаметный невооруженным глазом сегмент экономики государство вливает огромные средства.

"Количество инновационных компаний должно увеличиться в шесть раз, а на неторговый сектор будет приходиться более 40% оборота!", - озвучил Андрей Шаров оптимистичные надежды государства. Шаров сообщил, что в 2009-м году малому бизнесу было выдано более 8 тысяч грантов, причем в совокупности сегодня предприниматель может получить в рамках грантовой поддержки до 5 млн. рублей.

"Спрос в регионах оказался значительно выше наших ожиданий", - подчеркнул чиновник. "У инновационных предприятий проблемы те же, только ощущаются острее", - отметил генеральный директор Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Сергей Поляков. Кстати, Поляков выступал также на недавней Казанской венчурной ярмарке, где признал, что в плане развития инновационного малого бизнеса в России "ситуация уже не выглядит столь оптимистично". На присутствующих в президиуме произвела большое впечатление презентация так называемого "инновационного лифта", сделанная Поляковым.

В частности, Сергей Борисов выразил надежду, что подобный комплексный подход к взращиванию малых инновационных компаний обязательно принесет ощутимые плоды. Пока же, как сообщают эксперты Экономического портала (institutiones.com), доля высокотехнологичных отраслей промышленности и "отраслей знаний" в ВВП России оставляет 10,5%, а вклад инновационных факторов в годовой прирост ВВП - всего 1,3 %. Удельный вес предприятий, осуществляющих технологические инновации, - это 9,3% общего количества крупных и средних предприятий, доля инновационной продукции - всего 2,5%. По оценке экспертов, крайне недостаточны внутренние затраты на исследования и разработки - около 1% ВВП, тогда как в Германии, США и Японии - 2,6-2,8%. На долю России на мировом рынке наукоемкой продукции приходится менее 1%. Для сравнения - в США этот показатель составляет 40%. Эх, налоги, - пыль да туман…

Налоговый вопрос - вот что занимало умы участников форума больше, чем какая бы то ни было другая проблема, даже тарифная. Замруководителя Федеральной налоговой службы Сергей Шульгин даже попенял участникам: "Что вы все о налогах да о налогах! А вы о тарифах поговорите - ни одна страна в кризис не повысила тарифы, кроме России!" Сетования на почти 100%-й рост тарифов - как, например, об этом сообщил предприниматель из Челябинской области - прозвучали пару раз, но, видимо, ощущение полной бесперспективности этих жалоб свело на нет обсуждение тарифной проблемы. Предпринимателей, мягко говоря, волновало предстоящее (с 1 января 2011 года) повышение ставки страховых взносов с 26 до 34%, затрагивающее все режимы налогообложения (напомним, что данное повышение призвано решить проблему с растущим дефицитом собственного бюджета Пенсионного фонда РФ).

И подавляющее большинство (до 90%) представителей российского малого бизнеса, не располагающие средствами от "загара" в условиях такого налогового режима, собираются "уйти в тень". Данное намерение подтверждается объемными письмами-обращениями бизнеса в федеральные верха через Торгово-промышленные палаты, региональные представительства "опоровцев" (в частности, такое обращение четырем политическим партиям, представленным в РТ, на днях направило татарстанское региональное отделение "ОПОРЫ РОССИИ"). Однако докладчики, выступавшие на форуме по налоговой тематике, однозначно заявили, что информацией о возможных послаблениях в части страховых взносов они не располагают. "На эту реформу нам потребуется 1,2 трлн. рублей! Нельзя говорить, что вопрос окончательно решен. Этих денег мы не найдем, поэтому необходимо рассматривать механизмы компенсации потерь, которые понесет малый бизнес!", - заявил, в пику накатывающей безысходности, исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Мурычев.

Андрей Шаров был сдержан в оценках: "Мне и малый, и крупный бизнес сообщил, что уходит в тень. И здесь я поставлю точку". Если рассматривать рост ставок по страховым платежам как "кнут" для бизнеса, то в качестве небольшого "пряника", вероятно, призвана выступить возможность перехода с классической "упрощенки" и "вмененки" на патентную систему. Во всяком случае, государство сегодня заинтересовано в мягкой замене ЕНВД на массовое патентование - об этом, в частности, заявил Премьер-министр Владимир Путин, выступая на мартовском форуме "ОПОРЫ РОССИИ". Таким образом, "зеленый свет" для патентов будут всячески расширять, а вот "вмененку" - ужимать: со следующего года планируется ограничить виды деятельности, попадающие под ЕНВД, а также сократить численно наемных работников - со 100 до 15 человек.

Но, как отметил в этой связи с места некий предприниматель-производственник, формулировка "мягкая замена" его всегда пугает. "В следующем году нас ждут: необходимость дробить бизнес на мелкие предприятия в связи с патентами, нерегулируемые тарифы и 34% страховых взносов, за которые никто не отвечает!", - воскликнул в сердцах коммерсант, и зал взорвался отчаянными аплодисментами. Другой налогоплательщик, говоря о проблеме возврата НДС, возмутился, почему налоговая служба, по его словам, не несет никакой ответственности за фирмы-однодневки: "Как мне заставить забдеть моих директоров при выборе контрагентов, "кинувших" нас на НДС, если эти фирмы были зарегистрированы ФНС?!" А впереди на повестке дня форума значилось самое животрепещущее (после налогов и тарифов, конечно) - реализация прав предпринимателей на выкуп арендуемых помещений по 159-ФЗ и поиски ответа на вопрос, дошли ли более чем 30 млрд. рублей, выделенных банкам на кредитную поддержку малого бизнеса, до своих потенциальных получателей.

0
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии