Жить в танце и танцем
22.11.2010 Культура

Жить в танце и танцем

Завершился очередной балетный фестиваль, и настало время поговорить о том, чем он порадовал и чем огорчил.


Можно сказать, что в начале фестиваля была небольшая загадка - спектакль со странным названием "Спартак". Все знают легенду, связанную с именем Спартака, многие читали книгу Рафаэлло Джаваньоли, а кто-то даже видел балет "Спартак" в постановке Юрия Григоровича в Большом театре. В либретто к нашему "Спартаку" написано, что спектакль - хореографическая фантазия. И, действительно, надо обладать необыкновенной фантазией, чтобы известный сюжет хоть как-то связать с показанным на татарской балетной сцене. Если же исключить фантазийную фабулу, то во всем остальном спектакль вполне соответствует эпохе Древнего Рима. Кроме того, спектакль еще и зрелищен (на этом постановщики сделали особенный акцент): сцены контактных боев в цирке, за его пределами и особенно сцены с патрициями, где показаны пластические вакханалии пресыщенного Рима, впечатляют изощренной хореографией, богатой сценографией и костюмами (балетмейстер Георгий Ковтун, художники - Андрей Злобин и Анна Ипатьева).

Причем если на премьере этого балета кордебалет, играющий патрициев и иже с ними, страдал плохой "дикцией" в ногах во время исполнения мелких и средних движений, поданных в быстром темпе, не поспевал за музыкой, то теперь ситуация кардинально изменилась в лучшую сторону. А вокализ, сопровождающий эти и ряд других сцен, дал дополнительную эмоциональную окраску. Порадовали солисты. Елена Князькова ярко выступила в драматической, применительно к балетному жанру, роли Клавдии - любимой женщины Спартака. Михаил Тимаев, выступивший в роли Спартака, - настоящий персонаж героико-романтического плана. Широкий, мужественный стиль танца, великолепная исполнительская техника, мимика - все говорит о том, что наше хореографическое училище и театр воспитали прекрасного солиста.

Впечатлили и другие исполнители: Мать-волчица - Елена Щеглова, Ливия - Александра Суродеева, Красс - Руслан Савденов. Танец, музыкальный материал, сценография, звучание оркестра под руководством маэстро Карена Дурганяна - все говорило за то, что на сцене были представлены картины эпического размаха. Следующие три спектакля - балеты мирового классического наследия "Лебединое озеро", "Спящая красавица" и "Дон Кихот". В первом балете выступила пара из Мариинского театра: Екатерина Кандаурова - Одетта - Одиллия и Александр Сергеев - принц Зигриф. Оба солиста по отдельности, нет слов, хороши. Кандаурова с хорошей школой, чистой техникой танца, особенно в мелких движениях, уверена в позах - окончаниях танцевальных предложений, они - как восклицательные знаки в сценах с Одиллией. Принц Зигфрид в сольных выступлениях также - и мягок, и легок, и техничен. Однако в дуэте пара плохо соответствует друг другу. Партнерша кажется крупной для принца, что создает впечатление дисгармонии.

Хорошо выступил в партии шута (впрочем, как всегда в этой роли) Руслан Савденов, причем не только технически грамотно, но и актерски красочно и выразительно. В "Спящей красавице" выступали также солисты Мариинского театра: Олеся Новикова - Аврора и Леонид Сарафанов - принц Дезире. Сарафанов танцевал в чистом стиле Мариинки - легко, широко исполнял подходы к основным прыжковым движениям. Но, самое главное, так, словно играючи, без видимого напряжения, живя в танце и танцем. Аврора вторила ему, хотя балерина выступила в этой партии впервые. А вот Наталья Мацук - фея Сирени из Национальной оперы Украины, танцевавшая в общем чисто и выразительно, обделила, на мой взгляд, роль женским обаянием, сердечностью, душевной полнотой.

А ведь когда Мариус Петипа выстраивал эту партию для своей старшей дочери Марии, он как раз и имел в виду женское обаяние в хореографической партии. В отличие от нее, фея Карабос в исполнении нашей Алины Штейнберг очень и очень убедительна. Она хоть и злая фея, но очаровательная. И еще. Балет "Спящая красавица" в фестивальные дни шел впервые в этом театральном сезоне, что сказалось на качестве исполнения, особенно массовых сцен. Балет был словно плохо скроенный и неудачно сшитый костюм - видны швы, где-то много вширь, а где-то что-то ушло вкось. Думается, надо время от времени "прогонять" спектакли подобного уровня, ставя их в репертуар..

"Дон Кихот" - праздник танца. Чета Матвиенко - Денис и Анастасия (Базиль и Китри) - опять же из Мариинского театра - главенствовали в спектакле. Матвиенко - танцовщик от Бога, смотреть на него на сцене - блаженство. Даже при желании к чему-нибудь придраться - такой возможности нет. Великолепно отточенная техника танца, размах в исполнении движений, игра, внутренняя энергия, схожая с быстро распрямляющейся пружиной, удивляет и восхищает зрителя. Анастасия в роли Китри - немного иная, чем ряд других исполнительниц этой партии у нас в России. Это не женщина-вамп, похожая характером на Кармен, а создание юное, чистое, нежное и прелестное, не лишенное юмора и обаяния. Эспада в исполнении Меркурьева сдержан, мужественен, грациозен без самоуверенности и петушиной заносчивости и вместе с тем прекрасен чуть жестковатым почерком мужского начала в танце.

Удивил Санчо Панса в исполнении Александра Петухова. Казалось бы, чем можно поразить в мимической роли? А вот Петухов это сумел. Он и раньше находил такие особенности в любой роли, даже чисто в классической. В Санчо Пансе он уморил зрителей комическими нюансами. Балет современного направления "Кватро" в хореографии Эдварда Клюга, показанный 17 мая, вызвал неоднозначную реакцию зрителей. Пожалуй, даже резко противоположную. Это случается довольно часто с танцем "модерн". О чем спектакль? Во вступительном слове ведущий сказал, что это сюжет о людях, идущих друг к другу и идущих друг от друга. Наверное. Я же понял, что этот балет - поиск самого себя в среде себе подобных и извечные взаимоотношения мужчины и женщины. Думаю, любой другой зритель имеет право усмотреть здесь нечто иное, нечто свое. Микромир художника - дело тонкое.

И не каждый, я думаю, имеет право представлять свой мир на суд зрителя из-за содержательной скудности. Но что касается нашего балета и нашего автора, то здесь это право определенно просматривается. Постановка исключительно музыкальна, с прекрасной кантиленной пластикой рук. В балете занято 4 человека, 2 пары, где мужское начало, а значит, и пластика превалирует - мужчины танцуют пластическим двуголосием, тогда как женщины солируют (дуэтом) пластическим одноголосием. Исключительно интересен, разнообразен и изобретателен здесь дуэтный танец. Уверен, что многие артисты нашего балета с удовольствием выступили бы в таком спектакле.

Что касается балета "Сказание о Йусуфе", то его успех держится на индивидуальных особенностях таланта Нурлана Канетова. Хорошо выступили в этом спектакле Денис Мочалов - фараон, Александра Суродеева и Руслан Савденов - Скарабеи, ряд других артистов, но определяющей здесь является роль Йусуфа в исполнении именно Канетова. Не будь его, спектакль не просто стал бы другим, он потерял бы поэтическое начало, без которого превратился бы в унылое зрелище. Один из самых интересных, динамичных, красочных, дансантных (танцевальных) в лучшем понимании этого слова балетов в репертуаре театра - "Корсар". Солисты балета нашего театра понравились мне здесь больше и выглядели более органичными в контексте спектакля, танцевали и играли на порядок выше гостей. Хотя и приглашенные солисты показались совсем неплохо. И совсем противоположные чувства вызвал балет "Коппелия".

Сюжет балета рыхлый из-за ряда второстепенных сцен, что создает ощущение затянутости действия. Плохо выписан образ самого Коппелиуса. С самого начала должно быть ясно, кто это: либо злодей - алхимик и маг, либо добродушный и чудаковатый мастер-кукольник (существуют две редакции). Исполнитель же этой роли Кахабер Андриадзе начал, как говорится, за здравие, а закончил, сами понимаете, как. Ну и католическому священнику надо было подсказать, чтобы он крестные знамения совершал не по православному, а согласно католическому обряду. В "сцене теней" балета "Баядерка" блистал наш женский кордебалет: ровненько, как по линеечке, чистенько и аккуратненько танцевали. А главное, с неким пиитическим наполнением. Вообще же, после просмотра всех спектаклей фестиваля можно сделать вывод, что женский кордебалет театра в целом сильнее мужского, однако группа ведущих солистов-мужчин смотрится ярче, выразительнее балерин-солисток.

Приглашенные солисты в "Баядерке" - Никия - Виктория Терешкина, Гамзатти - Елена Евсеева, Солор - Владимир Шкляров - подняли спектакль до уровня лучшего балета Нуриевского фестиваля этого года. В "Жизели" выступили потрясающие по силе воздействия солисты. Евгения Образцова - Жизель - чистое и трогательное создание, скорбное в финале первого действия и величавое, женственно-очаровательное в конце второго. Альберт - Семен Чудин также разный в каждом из двух действий спектакля. В первом несколько приземленный и прозаичный - ведь изображает крестьянина, а во втором - настоящий граф по крови, настоящий аристократ, настоящий герой романтической поэзии Гейне. Уже первые его шаги по сцене во втором действии рассказали нам об этом - удивительно красивая стопа, манера поступи по сцене неторопливая, исключительно выворотная и как бы чуть отстающая от музыки. В дальнейшем в танце оказалось, что эта стопа еще и очень сильная.

И, наконец, заключительный Гала-концерт, состоящий из трех отделений. Первое было посвящено 65-летней годовщине Великой Победы. В цель попали ряд выступлений артистов с концертными композициями, посвященными заявленной теме. Второе и третье отделения прозвучали не столь убедительно, были некоторые "провисания" режиссерского порядка в середине каждого из них. Тем не менее концерт был поучителен с точки зрения знакомства зрителей с хореографией различного направления, с балетмейстерами и исполнителями, своеобразными по мастерству и стилю. При просмотре балетных спектаклей фестиваля, хореографических композиций в концерте меня не раз посещала мысль, что искусство танца - самое удивительное из всех искусств: путем огромного физического напряжения оно говорит о свободе, поэзии, сокровенных таинствах души, полете духа. И Нуриевский фестиваль - лишнее тому подтверждение.

10
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии