"Сабантуй" в Дворянском собрании
28.11.2010 Культура

"Сабантуй" в Дворянском собрании

Фестиваль симфонических оркестров мира, проходящий сейчас в Москве, в этом году открывал концерт Государственного симфонического оркестра РТ.


В апреле наша газета писала о том, как успешно выступил татарстанский симфонический на "саммите" оркестров в Екатеринбурге. Тогда наши музыканты, которыми дирижировал замечательный маэстро Александр Сладковский, покорили и профессионалов, и просто слушателей тщательно отделанной сложной программой. Тогда мы говорили: "саммит" на Урале - это предтеча Фестиваля симфонических оркестров в Москве. И вот наш оркестр был не просто приглашен в Первопрестольную - ему было доверено почетное право открывать пятый, юбилейный, фестиваль, который проходит в российской столице в преддверии Дня России и этому празднику посвящается.

Все флаги

Фестиваль симфонических оркестров - проект масштабный. Это и завершение концертного сезона на мажорной ноте, и празднование Дня России, и интересный состав участников. В минувшие годы московские меломаны рукоплескали Дрезденскому и Лондонскому Королевскому филармоническому оркестру, симфоническому оркестру Тосканини, Национальному оркестру Франции, оркестру Римской академии Санта-Чечилия и другим. Фестиваль в Москве - это и парад дирижеров, среди его участников в разные годы были Лорин Маазель, Зубин Мета, Риккардо Мути, Юрий Темирканов, Арнольд Кац, Семен Бычков, Дмитрий Лисс, Иван Фишер, много других "звездных" маэстро. Фестиваль этого года приобрел немного пряную ориентальную окраску. Он должен, по сути, проложить музыкальный мостик между Востоком и Западом. Правда, у его организаторов - Ассоциации руководителей симфонических и камерных оркестров (АСКОР) - оказались несколько оригинальные понятия о том, что считать Востоком.

Но об этом чуточку позже. Пока же следует назвать участников этого года. Среди них был, например, старейший симфонический коллектив мира - Президентский оркестр Турции под управлением Джема Мансура. Этому коллективу более 180 лет. Кстати, в 1828 году руководить коллективом был приглашен Джузеппе Доницетти - старший брат знаменитого композитора, он дополнил состав оркестра струнными инструментами, что приблизило его к европейским стандартам. Его нынешний главный дирижер Джем Мансур получил образование в Лондоне, а затем стажировался у Леонарда Бернстайна. Полвека за спиной у Сеульского филармонического оркестра под руководством Мюнг Вун Чунга, все это время коллектив знакомит публику с западноевропейской музыкой. Его ровесника - Китайский национальный симфонический оркестр - впервые за полвека возглавил иностранец - француз Мишель Плассон. И еще один коллектив, о котором следует упомянуть, - это симфонический оркестр Индии, он был создан всего четыре года назад, и руководит им наш соотечественник - Александр Анисимов. Россия же была представлена Большим симфоническим оркестром имени П.Чайковского, которым на фестивале дирижировал Александр Сладковский, и оркестром из Татарстана.

Причем, как мы уже говорили, нашему симфоническому оркестру выпала почетная миссия открывать фестиваль. Это говорит о том, что татарстанский симфонический, если приложить некоторые усилия, вполне может стать таким же брендом нашей республики, как Шаляпинский и Нуриевский фестивали, как международный фестиваль "Золотой минбар". В будущем году оркестру исполнится 45 лет. Напомним, что он был создан по инициативе основателя и первого ректора казанской консерватории Назиба Жиганова, а его первым и самым ярким до сегодняшнего времени дирижером был народный артист СССР Натан Рахлин. Он сумел заложить высокую исполнительскую культуру в коллективе, привлек в оркестр множество талантливых музыкантов, сделал многое для создания в республике национальной симфонической школы. В разные годы коллектив возглавляли Равиль Мартынов, Ренат Салаватов, Сергей Калагин, Имант Коциньш. В конце 80-х годов художественным руководителем и главным дирижером оркестра стал маэстро Фуат Мансуров.

В репертуаре нашего оркестра более тысячи произведений разных эпох и жанров. Любопытно, что в приветственном слове директора АСКОРа Лолиты Сильвиан наш оркестр шел через запятую с оркестрами из Турции, Китая, Сеула и Индии. Все они, как сообщила госпожа Сильвиан, "будут чрезвычайно любопытны российскому слушателю". Кто же спорит… Но похоже, что многое, что находится за пределами Садового кольца, воспринимается не совсем российским. Но это так, между прочим. В действительности музыкантам из Татарстана был оказан в Москве радушный прием. Концертные программы участвующих в фестивале оркестров были составлены исходя из того, чтобы представить слушателям и национальную, и европейскую музыку. Предпочтения гости отдавали Шуману, Сен-Сансу, Дебюсси, Мессиану, Равелю, Бетховену. Любопытную программу приготовил для показа на фестивале БСО. В его афише - симфоническая сюита Римского-Корсакова "Шахерезада" и симфония Алексея Рыбникова "Воскрешение мертвых", посвященная юбилею Великой Победы.

Помимо оркестра, в концерте принимают участие Государственный академический Русский хор имени А.Свешникова и Государственная академическая хоровая капелла России имени Юрлова. Кстати, свешниковский хор и несколько оперных солистов принимают участие и в концерте симфонического оркестра Индии. Государственный симфонический оркестр РТ выбрал для презентации в Первопрестольной сложную программу. На нашей афише значились симфония №2 Александра Скрябина, симфония №9 Дмитрия Шостаковича. Национальный компонент был представлен увертюрой Назиба Жиганова "Сабантуй" в транскрипции Фуата Мансурова. К сожалению, Фуат Мансуров не смог сам дирижировать составленной им программой - дирижер сейчас тяжело болен. Но он нашел в себе силы и побывал на концерте, где был встречен цветами и аплодисментами публики и оркестра. По предварительной договоренности, его место за пультом занял маэстро из Литвы Гинтарас Ринкявичус, который, кстати, знаком казанцам - на последнем Шаляпинском фестивале он продирижировал несколько оперных спектаклей.

Янтарный отблеск Имя Гинтарас с литовского переводится как "янтарь". Камень теплый и какой-то "душевный". Такая же "теплая и душевная" манера дирижирования и у маэстро Ринкявичуса. Он чрезвычайно пластичен и, наверное, мог бы хорошо сыграть роль Дон Кихота, чему бы способствовал его высокий рост и по-детски наивные добрые глаза большого ребенка. Он родился неподалеку от Вильнюса в древнем Тракае, окончил Национальную школу искусств имени Чюрлениса, консерваторию в Северной Пальмире и аспирантуру в Московской консерватории. Уже более двадцати лет Ринкявичус - художественный руководитель и главный дирижер Литовского государственного симфонического оркестра, с этим коллективом он объехал многие страны мира. Три года назад Ринкявичус возглавил один из самых знаменитых российских периферийных оркестров - академический симфонический оркестр в Новосибирске. Ринкявичус дирижировал в Большом зале Фестивального дворца в Зальцбурге ( культовое место, связанное с именем Герберта фон Караяна!), в лондонском Королевском Альберт-Холле, в Театре Елисейских полей. Он выступал почти со всеми известными солистами - от Юрия Башмета до Кати Риччарелли.

Одним словом, этот корректный и выдержанный прибалт, обладающий прямо-таки романским темпераментом, - вот ведь парадокс! - один из самых интересных на сегодняшний день европейских дирижеров. Литовская театрально-музыкальная школа, заложенная в свое время Юозасом Мильтинисом, который, в свою очередь, был учеником Кокто, продолжает поражать своей мистериальностью, глубиной и стильностью. Будь то драматический театр России, в который удачно интегрировались Туминас, Карбаускас и даже отчасти Някрошюс - одни из самых ярких представителей режиссерского цеха. Или Гинтарас Ринкявичус, живущий в мире классической музыки. После того, как Ринкявичус провел довольно-таки сложную и нервную по ряду причин репетицию с татарстанским оркестром, я поинтересовалась у дирижера: каково его мнение о казанских музыкантах?

- У нас сложились дружеские отношения с оркестром, и, самое важное, уже на репетиции можно было увидеть, что у коллектива из Казани очень хорошее качество игры. Конечно, не все музыканты одинаково высокого уровня, но так бывает почти во всех оркестрах. И потом, если кто-то показал себя не очень удачно в одной из программ, он может раскрыться как талантливый музыкант в другой, в третьей. С Государственным симфоническим оркестром РТ очень приятно работать - сказал маэстро Ринкявичус. Забегая вперед, скажу: по всему было видно, что на самом концерте наши музыканты еще более очаровали дирижера. Васильки на пюпитре

…И когда отзвучали последние ноты и зал взорвался шквалом аплодисментов, к сцене потянулась вереница благодарных слушателей с роскошными букетами. В проходе появился высокий священник в черном подряснике. Он подошел к дирижерскому подиуму и бросил букет синих-синих васильков - цветы приземлились точно на пюпитр Ринкявичуса! Такой скромный и искренний дар восхищенного слушателя. Но перед этим был концерт. Каким он был? Пересказать невозможно, делать музыковедческий анализ вряд ли целесообразно. Оставим это музыкальным критикам. Анна Ахматова писала о музыке:

И жесткие звуки влажнели, дробясь,

И с прошлым, и с будущим множилась связь.

Точнее не скажешь.

Концерт в Колонном зале, где когда-то находилось Дворянское собрание (там, если вы помните, Татьяна Ларина увидела будущего мужа), - событие для Москвы не только музыкальное, но и светское. А посему - парад туалетов и ярмарка тщеславия. В фойе - медийные лица: олигархи и депутаты, модели и деятели культуры. Вся музыкальная элита Москвы. Писательница и феминистка Мария Арбатова, композитор Алексей Рыбников, сам Святослав Бэлза, естественно, в смокинге. На улице, на Большой Дмитровке, - то дождь, то солнце. Пахнет пионами, их охапки продают напротив у метро. Дмитровка стоит - колоссальная пробка, так что многие из зрителей бросают неподалеку машины и добираются пешком. Но вот все расселись, все чинно и благородно - сцена убрана цветами, стены зала подсвечены, люстры сияют хрусталем. На сцене - Бэлза и учредители фестиваля читают приветствие Президента РФ Дмитрия Медведева участникам, Святослав Игоревич представляет оркестр из Казани. И начинается "Сабантуй".

"Мы будем играть не быстро, а празднично", - еще на репетиции предупредил Ринкявичус. Так и вышло. Оркестр буквально с первых тактов поймал нерв, эту праздничную атмосферу, которую невозможно сымитировать, ее можно только почувствовать и уловить всей душой, открытой прекрасному. Руки Ринкявичуса парили над оркестром, было видно, что между ним и музыкантами установилось редкое доверие. В течение всего концерта оркестр звучал красиво, сочно, страстно. Это касается и солистов, и всего коллектива. Музыканты смогли проявить себя и как ансамблисты, и как солисты. Творческий градус не был лимитирован. И это было и в исполнении Шостаковича, и, конечно, в Скрябине, прозвучавшем светло и радостно.

Стремительная, мятущаяся симфония, где свет побеждает тьму, завершала концерт, и исполнение ее нашим оркестром буквально переворачивало души слушателей. Вновь прибегнем к помощи Анны Ахматовой: И пела, словно первая гроза, Иль будто все цветы заговорили. Миссия выполнима - Выступление на открытии Международного фестиваля симфонических оркестров - серьезное и знаковое для нашего оркестра. На площадке такого уровня мы не выступали уже давно. Ведь на фестивале, который позиционируется как фестиваль оркестров мира, нашу страну представляли всего два коллектива - мы и БСО, таким образом, мы попали в когорту избранных, - говорит директор Государственного большого концертного зала РТ имени С.Сайдашева Ленар Айкаев. По его мнению, это выступление было еще и важным для самосознания музыкантов, которые показали высокий класс игры. А наш оркестр действительно презентовал себя как настоящий, большой коллектив, который многое может. Тем более что он сейчас работает с новой, молодой, очень креативной командой. Те программы, что услышат казанцы в исполнении оркестра в ближайшие недели, - тому подтверждение. Конечно, есть в оркестре и проблемы, надо развивать и техническую, и инструментальную базы, но это все решаемо.

Главное - есть творческий потенциал музыкантов и их огромное желание выйти в лидеры симфонических оркестров страны. Творческий подъем, который сейчас, после успеха в Москве, испытывает коллектив, - это самое главное. "Наши музыканты, - говорит Ленар Айкаев, - они действительно почувствовали себя музыкантами". А чувство в искусстве многое решает.

Казань - Москва – Казань

6
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии