Еще одна история дамы с камелиями
07.12.2010 Культура

Еще одна история дамы с камелиями

В Татарском академическом театре оперы и балета имени М.Джалиля прошла премьера балета "Дама с камелиями" на музыку Верди. Хореографом стал петербуржец Александр Полубенцев.

Трудно сказать, почему история куртизанки Мари Дюплесси, в общем-то далеко не единичная для своего времени, волнует умы и сердца несколько веков спустя. Может быть, все так совпало: искренняя, порывистая натура Мари, столь не характерная для дамы полусвета, любовь к ней Листа и Александра Дюма-младшего, что придала мадемуазель Дюплесси особую значимость, печальная кончина в младые годы… Но в результате мир получил и "Даму с камелиями", которой сентиментальные натуры зачитываются до сих пор, и оперу "Травиата" - один из шедевров Верди, и многочисленные балеты, рассказывающие историю Маргариты и Армана, и кинофильмы на этот сюжет. Впрочем, Александр Дюма-младший не очень-то обольщался по поводу значимости своей книги, он даже писал о том, что именно Верди, взяв ее за основу либретто, ее обессмертил.
Александр Полубенцев, который стал не только автором хореографии, но и либретто, приблизил его к первооснове - книге Дюма. Таким образом в балете появились эпизоды, которых нет в опере. Сразу же надо оговориться, что драматургическая основа балета если уж не безупречна, то, во всяком случае, выстроена неплохо. Полубенцев даже ввел в нее отсутствующий у Дюма и Верди персонаж - Нищенку (Елена Кострова), которая проходит через весь спектакль, появляясь перед героями в самые важные моменты их жизни как своего рода грозное напоминание судьбы, придав повествованию некую мистериальность.
То, что на основе оперы может быть создан балет, - не новость. Возьмем, к примеру, "Кармен" Бизе и "Кармен-сюиту" Бизе-Щедрина. Во втором случае было создано вполне оригинальное, самостоятельное произведение. Есть только одна небольшая деталь. Соавтором Бизе стал профессиональный композитор. В нашем случае музыкальной основой балета занимался Александр Полубенцев и, можно предположить, дирижер спектакля Александр Аниханов. Большая часть музыки взята из собственно "Травиаты", но она дополнена и фрагментами из других опер Верди. В интервью автору этих строк Александр Полубенцев сказал, что Верди оказался очень "танцевален". Это действительно так, хореограф не погрешил против истины. Но, к сожалению, музыкальная основа балета оказалась далеко не столь однородной, как хотелось бы, и не воспринимается цельным произведением.
Другой серьезной проблемой, на мой взгляд, стали декорации. В нашей "Даме с камелиями" нет не просто образа спектакля, декорации эклектичны. Задник, похожий на фотообои, и плетеная мебель, напоминающая товары из ИКЕА, во втором акте далеко не украшают спектакль. Равно как и деревце в горшке из магазина товаров для дома.
Балетные критики полагают, что настала винтажная мода на балеты с красивой и трогательной историей. "Дама с камелиями" Полубенцева как раз лежит в границах такой моды. Возрождена одна из славных страниц истории российского балета - так называемый драмбалет. Он же, помимо хореографической подготовки, требует еще и чисто драматического таланта. Полубенцев берется за то, что он, представитель санкт-петербургской балетной школы, хорошо знает и умеет. За классический балет с сильной драматической составляющей.
Маргарита и Арман - не будь сильных исполнителей этих партий, балет не состоится. В казанском спектакле на главные партии назначены сразу по несколько актеров, разных по характеру дарований, с разными темпераментами. А посему можно сказать, что и спектакли в чем-то будут отличаться.
В первый премьерный вечер танцевать главные партии было доверено Юлии Поздняковой и Нурлану Канетову - главному романтическому танцовщику казанской труппы.
Маргарита у Поздняковой по-детски ребячлива и шаловлива. Она бескомпромиссна и ранима. Кажется, что, влюбившись, она забывает о серьезной болезни и вся отдается чувству. Но лучшая ее сцена даже не лирического плана, а та, трагическая, в последнем акте, когда на балу у Олимпии Арман оскорбляет ее, бросив в лицо пачку денег. Кажется, что она умирает именно в это время, а потом, в последней картине, перед нами лишь призрак Маргариты.
Арман - Канетов красив, порывист, нежно влюблен, но…предсказуем. Он делает все, что и положено делать романтическому персонажу, а в театре все-таки хочется неожиданностей, новых ходов. Канетов, с его бездонными глазами большого ребенка, хорош в лирических сценах, но там, где нужно хоть чуточку проявить темперамент, он немного пасует. В отношениях с Маргаритой Арман ведомый.
Неожиданной радостью в первый премьерный вечер стал Максим Поцелуйко - исполнитель партии друга Армана Гастона. Яркий, остроумный, эмоционально-подвижный, он явился украшением спектакля, внеся несерьезную, но такую "французскую" ноту в постановку.
"Нельзя быть куртизанкой и иметь сердце, от этого можно умереть", - говорила реальная Мари Дюплесси, чей дом в центре Парижа, на рю Мадлен, до сих пор показывают туристам. История дамы с камелиями, поставленная на казанской сцене, в общем-то традиционна, она про любовь и смерть, но тема эта в искусстве, простите за банальность, бессмертна. Новый балет далеко не безупречен. Но честь и хвала театру, который открывает дорогу авторским постановкам.

100
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии