Время и Деньги
04.09.2010 Общество

Голова до прелести пуста…

Вот и наступило долгожданное лето - солнечное, зеленое и засушливое.

С раннего утра синеет яркое, как на юге, небо, птицы щебечут на все лады, ошалев от такой благодати, в раскрытые окна вплывает сладкий аромат цветущих лип, дети и взрослые в едином порыве налегают на мороженое, а те, кто вынужден проводить дни в скучных офисах, завидуют отпускникам и школьникам. Еще бы! В будние дни этим счастливцам принадлежат все парки, фонтаны и пляжи в округе, а уж если они имеют дачу - счастье их безгранично. Только мысли о даче и приближающемся с каждым днем уик-энде примиряют приунывших за мониторами граждан с их участью работать в разгар отпускного сезона, когда река уже прогрелась, а клубника стала такой крупной и красной, что ее просто нельзя не заметить. В утешение им можно сказать, что о загородной тишине, отдыхе на речном берегу и ягодах из собственного сада мечтали многие поколения россиян.
Дача и в самом деле явление исключительно отечественное. Первые "дачи" появились в России еще в XVII веке, когда цари начали жаловать (давать) дворянам загородные поместья. Эти дачи, естественно, представляли собой внушительные усадьбы, окруженные просторными садами и угодьями. Многие из них со временем превратились в родовые помещичьи "гнезда" и уже ни своей архитектурой, ни английским или французским парком вокруг не напоминали те первые дачи, где румяные девицы в шелковых летниках качались на качелях и звенели тяжелыми ожерельями. Одна культура сменила другую. Теперь в моде были вечера за фортепьяно, стихи в бархатных альбомах, интересная бледность и прогулки по тенистым аллеям, когда закат начинает золотить кроны столетних деревьев.
Во второй половине XIX века к загородному отдыху приобщилась и русская разночинная интеллигенция. Ученые, врачи, учителя, инженеры, как правило, арендовали дома, хотя наиболее состоятельные из них обзавелись и собственными усадебками - заново отстроенными или купленными у разорившихся дворянских семей. Жить летом на природе стало традицией для всех людей со стабильным положением в обществе. В городах оставались лишь те, у кого финансы пели романсы, о чем, описывая блуждания Раскольникова по душному вечернему Петербургу, упоминает Достоевский. А вот как выглядели дореволюционные дачные поселки и как там проводили время отдыхающие, можно найти у Чехова. "Из-за высоких берез и тополей, из-за дач, залитых лунным светом, доносились звуки военного оркестра: должно быть, на дачах был танцевальный вечер. На платформе гуляли дачники и горожане, приезжавшие сюда в хорошую погоду подышать чистым воздухом", - описывал он вечер в дачном поселке.
Революция, гражданская война, голод, слом всех жизненных устоев, эмиграция, казалось, неминуемо должны были превратить дачи в призраки, притаившиеся в глубинах памяти тех, кто еще помнил семейные чаепития в садовых беседках. Однако давняя традиция оказалась сильнее социальных экспериментов. Дачи вернулись - сначала как привилегия советской номенклатуры, а потом и интеллигенция (сначала столичная, а следом и провинциальная) вспомнила традицию снимать загородные дома на лето. Но настоящий дачный бум в Советском Союзе пришелся на шестидесятые годы, когда правительство приняло постановление, разрешившее рядовому гражданину обзавестись собственным земельным участком. Правда, площадь участка ограничивалась шестью сотками, а в большинстве случаев была еще меньше. Регламентировалась и высота дачных домиков - ведь советский человек, по мысли господствовавшей тогда идеологии, не должен был превращаться в убежденного собственника.
Сейчас это уже трудно себе представить - и слава Богу! В наше время лишь фантазия и толщина кошелька определяют, какого размера будет у нас дачный участок и стоящий на нем дом, а также - что будет радовать глаз на нашей личной территории: английский газон, альпийская горка или полноценный огород с кабачками, огурцами и укропом-салатом. Так что забудьте в ближайшие выходные о душном городе, вычеркните из памяти рабочие проблемы и попытайтесь поднять в душе то состояние беззаботности, которое мастерски описала Марина Цветаева в стихотворении о своей даче в Тарусе. Это на удивление легкие и светлые для этого сложного поэта строки: "Голова до прелести пуста, оттого что сердце слишком полно…".

7
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии