Время и Деньги
10.11.2000 Политика

Стабильность развития - это не застой Владимир Путин хочет, чтобы Россия стала понятной для самой себя и для мира

Так сложилось, что мне довелось участвовать во всех четырех встречах Президента с региональными журналистами, начиная с камерной в Екатерининском зале Кремля в 2000 году, и могу сказать, что ВВП всегда демонстрировал терпеливость и деликатность, развернуто отвечая даже на очевидно частные вопросы, цепкую память, осведомленность в самых разных проблемах, но никогда еще не высказывал журналистам столь подчеркнуто, повторяя мысль в разных вариациях, что он не хочет, не имеет права и не будет ограничивать свои действия и помыслы рамками одного-двух президентских сроков. Думаю, что вот этот миссионерский, можно сказать, настрой и есть то главное, что прозвучало на пресс-конференции.

Что же касается конкретики, то изложение сказанного Презизентом в ответ на вопросы журналистов логично начать с достижений, точнее, с того, что к таковым относит сам Путин.

Первое - это то, что состоялось равноудаление от государственной власти олигархов, заявленное в начале правления ВВП. Более того, Владимир Владимирович заметил, что сегодня неправильно использовать термин “олигарх” применительно к представителям крупного российского бизнеса. Потому что в нашем обиходе олигархами называют людей, “поднявшихся” на наворованном и продолжающих преумножать свои капиталы за счет расхищения народного добра, пользуясь особыми доступами к органам госвласти и управления, а таких среди ведущих бизнесменов страны нет, по мнению Путина.

В то же время, заметил он, - и это прозвучало из уст Президента РФ как маленькая сенсация, - капитал по существу своему не может быть “патриотичным”: он неизбежно перетекает туда, где есть наилучшие условия его применения. Следовательно, заключил Владимир Путин, нашей задачей является создание таких условий в России, причем не только для отечественного капитала.

Кое-что в этом направлении уже сделано, немало делается. Главным образом речь идет о достижении политической стабильности общества и государства и стабильности экономики. В результате вывоз капитала из страны сократился, в годичном исчислении, с 24,8 млрд долларов США в 1999 году до 11,2 млрд в 2002-м, и проявились признаки репатриации капиталов. Впечатляюще выглядят и цифры развития экономики. Например, за 5 месяцев текущего года темп роста составил 7,1%, в том числе в промышленности - 6%, на 11% вырос объем реинвестирования в основной капитал. Но самое показательное - то, что на 36% вырос инвестиционный импорт, то есть ввоз оборудования, машин, технологий и материалов для развития производства. Для сравнения: потребительский импорт за тот же период вырос на 16%.

Следует ли из этого, что созданы все предпосылки для решения задачи, поставленной в президентском Послании Федеральному Собранию РФ, - удвоить за грядущее десятилетие валовый внутренний продукт России?

Нет, отвечает Владимир Путин, одной политической и экономической стабильности тут мало; необходима более активная и инициативная работа Правительства вместе с парламентом. Среди первоочередных задач - добиться предсказуемости развития законодательной базы, сделать более гибкой структуру налогов, создавая лучшие условия для перерабатывающих, высокотехнологичных отраслей, и снизить налоговое бремя в целом, добиться разбюрокрачивания экономики и ухода государства из тех сфер, где его присутствие не обоснованно и давит экономическую активность.

Как видно, это уже не о достижениях, а о задачах, но, по мнению Владимира Путина, по ряду направлений предпосылки для их решения уже созданы. “За последние 2-3 года мы приняли столько законов, что, я думаю, такой реконструкции, такой модернизации никогда в истории нашей страны не было. Очень надеюсь, - завил Президент, - что мы почувствуем в ближайшие годы положительное влияние принятых решений”.

Иными словами, такие темпы и глубины преобразований не снились и Петру Великому... Однако в России, как известно, законы пишутся, да не выполняются. Путин уверен, что знает, как преодолеть и это препятствие.

Во-первых, разумеется, надо сохранять и укреплять все ту же стабильность: “В России есть один президент, один глава правительства и одна столица - город-герой Москва”; для России, “в ее сегодняшнем виде”, имея в виду сложный состав федерации, многонациональность и многоконфессиональность страны, “другой вариант устройства власти, кроме президентской, неприемлем и даже опасен”.

Во-вторых, “мне бы очень хотелось, чтобы мы строили свою работу вместе с парламентом, чтобы основные принципы, основные цели, основные параметры, которые ставит перед собой государство, были общими как у исполнительной, так и у законодательной ветви власти. И тогда мы будем свидетелями реального движения России вперед, тогда у нас не повторится печальный период середины 90-х годов, когда только говорили о реформах, но топтались на месте”.

В-третьих, по мнению Владимира Путина, свою роль в реализации государственных целей и задач, сформулированных в виде законов, должны сыграть политические партии, как на федеральном уровне, так и через своих членов и сторонников в законодательных собраниях регионов. По мысли Президента, здесь “списочники” - представители федеральных партий будут вынуждены учитывать потребности своих регионов, но в то же время неизбежно будут учитывать интересы государства в целом, что и ускорит механизм реализации федеральных законов, будет способствовать укреплению российского государства.

Вообще, складывается впечатление, что тема стабильности беспокоит сегодня Путина больше, чем что-либо другое. Показателен в связи с этим его ответ на вопрос о втором президентском сроке и перспективах его увеличения с четырех до пяти лет. Владимир Владимирович Путин заявил, что не станет инициировать такую процедуру хотя бы потому, что потребуется менять что-то в Конституции РФ, а само начало такого процесса - “уже элемент дестабилизации”.

Что же касается намерения баллотироваться на второй срок, то у меня, в отличие от некоторых коллег, не сложилось впечатления, что Владимир Владимирович вдруг начал испытывать сомнения по этому поводу. Человек ясно, по-моему, сказал, что просто не хочет раньше времени “раскачивать политическую ситуацию” и потому вполне естественно употребляет по этой теме сослагательное наклонение.

Другое дело, что Путин старается мыслить в масштабах, заведомо больших, чем один-два срока президентства. “Мы не можем ставить перед собой задачи, ограниченные сроками полномочий парламента или президента, - говорит он. - Мы должны ставить крупномасштабные задачи, что и создаст стабильность развития России, сделает ее понятной для себя самой и для наших партнеров на международной арене”. И - далее: “Мне бы очень хотелось, чтобы те люди, которые впоследствии будут руководить Россией, разделяли эти принципы и способствовали реализации тех задач, которые мы ставим сегодня”.

Вот этим, собственно говоря, все и сказано.

1
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии