Время и Деньги
17.09.2010 Общество

Криминальное чтиво

Седьмого июля восемьдесят лет назад умер знаменитый британский писатель Артур Конан Дойл, подаривший поклонникам приключенческой литературы самого известного сыщика планеты Шерлока Холмса.

Ирония судьбы (и творчества) Артура Конан Дойла заключается в том, что сам он, похоже, так и не сумел оценить истинное значение написанного им цикла произведений о лондонском сыщике, который неизменно именовал "легким чтивом". В первую очередь он считал себя автором исторических романов, отдавал должное и своим сочинениям в жанре фантастики, но очень негодовал, что невероятной популярностью у читающей публики всех сословий обязан мистеру Холмсу с Бейкер-стрит.

Холмс "родился" в 1887 году, когда был опубликован "Этюд в багровых тонах", и стал в общей сложности героем 56 рассказов и четырех повестей. Последнее произведение о нем увидело свет в 1927 году - за три года до смерти писателя. Когда скончался сам сыщик, не известно - в произведениях Конан Дойла об этом не говорится. Однажды он, впрочем, попытался отделаться от надоевшего героя и убил его руками еще одного колоритного персонажа - профессора Мориарти. Рассказ, финалом которого стала драматичная схватка у Рейхенбахского водопада, появился в 1893 году, но тут писателю пришлось столкнуться с таким шквалом читательского негодования, что он вынужден был отступить. Еще бы, ведь среди категорически возражавших против гибели Холмса была и ее величество королева Виктория, оказавшаяся горячей поклонницей таланта Артура Конан Дойла. Спасибо королеве. Если бы не она, воскресший Шерлок Холмс не распутал бы загадочную историю о злобном "призраке", обитающем на торфяных болотах, а мировая литература лишилась бы "Собаки Баскервилей" - одного из самых лучших произведений британского писателя.

Но главная заслуга Конан Дойла не только в том, что он, говоря современным языком, "закрутил" столько занимательных сюжетов, и даже не в том, что придумал "живого", а не схематичного сыщика, наделенного узнаваемой внешностью и привычками. Писатель сделал неизмеримо больше - заложил основы детективного жанра, превратив его в самостоятельный и живущий по своим литературным законам, выделил его из бескрайнего океана приключенческой беллетристики. И хотя первым детективом часто называют "Убийство на улице Морг" Эдгара Аллана По (рассказ датирован 1840 годом), этот опыт все же не разжег творческий пыл у целой плеяды последователей, да и сам По не стал развивать эту линию.

Иное дело - творчество Конан Дойла. Еще при жизни писателя, в 1920 году, в Лондоне опубликовали роман "Таинственное происшествие в Стайлз", автором которого была тогда никому не известная Агата Кристи, а главным героем - бельгийский сыщик Эркюль Пуаро, чья всемирная популярность также еще была впереди. Всего Кристи написала 60 детективных романов, где по-английски элегантные преступления помимо Пуаро и его помощника Гастингса (трудно поверить, что эта пара возникла в воображении писательницы без влияния персонажей Конан Дойла) распутывала и обаятельная пожилая леди - мисс Марпл. Романы о раскрытии никогда не происходивших преступлений стали появляться и в других странах. Франкоязычный мир подарил любителям жанра Жоржа Сименона с его комиссаром Мэгрэ, а США - целый отряд авторов, произведения которых от уже привычной читателям "классики" отличало то, что сыщики пускали в ход не только свое "серое вещество", но и кулаки. Последнее - довольно часто.

В нашей стране, где долгие десятилетия господствовала коммунистическая идеология, путь детектива оказался на редкость тернистым. По сути, авторы были лишены свободы творчества и как могли усмиряли свое воображение, довольствуясь темами недостач и спекуляций, которые разоблачали доблестные милиционеры. Тут тоже были свои удачи, но в основном, в кинематографе, где изобразительный ряд и талантливые артисты хотя бы частично восполняли отсутствие "крутого" сюжета. Но стоило рухнуть советскому строю, и словно из рога изобилия посыпались на прилавки книжных магазинов и рыночные лотки романы, изобилующие криминальными тайнами и неожиданными развязками. Разумеется, не вся эта литературная продукция достойна доброго слова - есть "шедевры", организовать торжественный вынос которых на помойку хочется уже после двух-трех прочитанных страниц. Однако это не означает, что весь детективный жанр нужно предать остракизму и объявить глупым и никчемным, как делают некоторые противники криминального чтива. Настоящий детектив подобен сложной математической задаче, решение которой тренирует логическое мышление, а схватка добра и зла с неизменной победой первого дает надежду на справедливость.

"Покажите мне человека, который не любит детективные романы, и я покажу вам дурака. Может быть, умного дурака, но все же дурака", - сказал как-то классик американского детективного жанра Реймонд Чандлер. Разве он не прав?
5
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии