Время и Деньги
18.05.2004 Общество

Карл для Клары не купит кораллы

Чай с чак-чаком

Итальянский коллега, смущаясь, говорил, что он-де человек непривередливый, но, пройдя по нашим магазинам, ничего, кроме “колониального товара”, увидеть не смог. “Понимаешь, я ведь еду не из Китая, Турции или Индии, а из Татарстана, так почему же должен везти некачественные сувениры из этих стран?” - удивлялся он. Вопрос был резонный, но ответа на него я не знала и робко посоветовала пойти в магазинчик при Выставочном зале, где иногда можно по сходной цене купить пейзажи с видами Казани, кожаный кошелечек или очечник.

Тот, кто еще десяток лет назад часто ездил в гости или по делам в Москву и другие города нашего огромного Союза, конечно же, помнит: лучшими сувенирами из Татарстана считались три вещи: чак-чак, огнеупорный заварочный чайник и кожаные тапочки Арской фабрики. Если с первым и третьим все было ясно (вкуснейшее лакомство и ноская, удобная обувь), то пристрастие, например, москвичей к стеклянным чайничкам, довольно-таки неудобным, вообще необъяснимо. Но, тем не менее, редко кто садился в “Татарстан” без пары-тройки заветных коробок.

Увы, времена этих культовых предметов канули в Лету и вопрос, что же подарить друзьям и родственникам из других городов, периодически приходится решать.

Да, я могу привезти в подарок московскому другу трубку, инкрустированную серебром, за 150 у.е., но, уверяю вас, такую же он сам себе купит в Первопрестольной, только немного дешевле. Понятно же: чем дальше от столицы, тем больше накрутка на первоначальную цену. Естественно, захватить с собой в подарок приятельнице малахитовую шкатулку для безделушек тоже можно, но, извините, я же не с Урала, чтобы их камни рекламировать! У казанских собственная гордость.

Дефицит в эпоху

отсутствия оного

За последние годы мы уже привыкли, что если есть деньги, то любое наше желание выполнимо и для его реализации не надо выезжать из нашей столицы. Нужен пиджак от Кензо - пожалуйста. Туфли от Поллини? Чего проще. С одеждой и косметикой вроде бы владельцы бутиков разобрались. А вот такую мелочь, как обычный, выполненный с хорошим вкусом сувенирчик, в Казани сыскать трудно. И это при том, что количество сувенирных магазинов, ларьков и просто прилавков растут, как грибы после июльского дождичка. На одной только улице Баумана я насчитала этих самых прилавков более десяти штук на два квартала. Такие киоски вы можете видеть то в Большом концертном зале, то в фойе казанских музеев и так далее, и не могу сказать, что у прилавков заметны толпы народа. В кошмарном сне не увидеть, что в Лувре или Эрмитаже, например, торгуют продукцией, не связанной с этими музеями, а сандаловыми палочками или дешевыми веерами с харбинского базара, у нас же это - печальная закономерность. Музеи наши небогаты, вот и вынуждены сдавать площадь в аренду кому попало: когда в бюджете дыры, не до патриотизма.

Плетеные корзиночки, брелочки, излюбленная форма - знаки зодиака, глиняные безделушки, дурацкие безделушки... Это уже товары отечественные, которые централизованно изготавливают в одном месте, а затем развозят по российским городам. Так что и в Керчи, и в Вологде вы купите одно и то же. Самобытность утрачена. Попутно заметим, что купить настоящие изделия народных промыслов, например дымковскую игрушку, подлинную палехскую шкатулку или хохломскую посуду, иногда появляющиеся в казанских художественных салонах, практически невозможно. То из изделий народных умельцев, что отличает нашу сувенирную продукцию от ширпотреба, сразу же на корню скупается и вывозится за рубеж. У нас же, в свою очередь, толпы челноков, которые ранее специализировались на доставке дешевой, некачественной одежды, теперь заваливают города и веси такой же некачественной сувенирной продукцией.

Всего-то десять франков

Трудно представить, что, оказавшись за границей, вы не сможете привезти оттуда какой-нибудь местный сувенирчик и вам придется довольствоваться пресловутым “колониальным товаром”. Едва только выйдя из самолета, скажем, в Амстердаме, ваши глаза начнут разбегаться от беспрецедентного количества мельничек и башмаков - символов этой страны. И так будет во всех крупных и мелких городах этой страны. Я, например, решила сэкономить и купила “два в одном” - фарфоровый башмачок с нарисованной на нем мельницей. Разумеется, мельница и башмак - не единственные сувениры, которые выпускают в Нидерландах. В Дании, например, помимо статуэток с изображением Русалочки можно купить массу приятных вещичек с изображением персонажей сказок Андерсена - все-таки он у датчан народное достояние, а для производителей сувенирной продукции - неиссякаемый источник дохода. До введения евро во Франции, например, практически во всех городах были интересные сувенирные магазинчики, которые носили общее название - “10 франков”. Для сравнения скажу, что чашечка кофе стоила три франка. Понятно уже, что цена на сувениры в этих магазинчиках была одна - каждый предмет стоил именно десять франков. В таком магазинчике в Марселе, например, можно было купить маленький парусник и набор льняных салфеток с символикой Прованса, огромную морскую ракушку и смешного клоуна. А также панно и эстампы, значки, наборы открыток с изображением этого приморского города. Такие же магазинчики, но в Париже, ломились от брелочков с Эйфелевой башней, миниатюрных копий собора Нотр-Дам, Лувра, Сакре-Кер и других парижских достопримечательностей. Можно было купить и нечто вовсе экзотическое, например, бутылку с кривым горлышком, французы называют ее “Людовик” и тут же знакомят вас с легендой. Она гласит, что однажды король заказал стеклодуву партию бутылок для своих подвалов. Мастера подвела технология, и горлышки у бутылок были кривоваты, но он остроумно нашел выход, сказав королю, что перед величием Людовика склоняются даже бутылки для вина. Так что и сувенир купите, и историю Франции отчасти узнаете.

С введением евро эти магазинчики поменяли название, сейчас это просто сувенирные лавочки, с тем же самым ассортиментом, который по-прежнему пользуется огромным спросом у туристов. Во всяком случае, вряд ли кому придет в голову привезти из Парижа кустарный дешевенький индийский браслет, застежка которого тут же сломается, или бусы из поддельного жемчуга. Нам нужна память о городе, ее помогают сохранить милые нашему сердцу и сердцу наших друзей сувениры. Но в Казани, даже придя в магазин “Подарки”, вы удивитесь небогатому выбору местных подарочных товаров.

Подарок в ладошке

Вот как прокомментировала ситуацию кандидат искусствоведения Рауза Султанова:

- Сувенир в идеале должен быть маленьким и изящным. И, естественно, каждый уважающий себя город или республика должны быть заинтересованы в собственной продукции. Казань много веков подряд славилась своими ювелирами, мастерами кожаной мозаики, золотошвейками и еще многими-многими направлениями в народных промыслах. Где их изделия теперь? То, что привозят челноки, естественно, не имеет никакой художественной ценности, а вот вкус у нации мы планомерно портим. А подделки под наши промыслы? Вот, например, тюбетейки, которые продают почти на каждом углу. Их вышивают бабушки, сидя у себя дома, без соблюдения технологии, понятия не имея о традиционных татарских мотивах в орнаменте. А ведь кто-то, увезя такую подделку, будет судить о культуре нашего народа. Хотя талантов у нас много, и даже сейчас, когда повсюду засилье ширпотреба, они пробиваются. Делают такие замечательные вещи! Вот, например актюбинская глиняная игрушка, которая уже стала появляться на прилавках наших магазинов. Ее выпускают в Азнакаевском районе, умельцы работают там на базе всего-то художественной школы, а результат уже есть. Наши мастера должны поддерживаться государством. Вот, например, в магазинчиках недавно открытого Гостиного двора не китайско-индийские безделушки надо продавать, а отдать эту площадь под реализацию нашей собственной продукции и выставлять там действительно произведения искусства Ильгиза Фазулзянова, Луизы Фасхутдиновой, Аглаи Липиной, Татьяны Кривошеевой, Нины и Софьи Кузьминых, Альфии Замиловой, Фариды Сахабутдиновой, Наили Кумысниковой и других действительно достойных наших мастеров. Ведь Гостиный двор в любом городе - это его визитная карточка.

Трудно не согласиться со словами искусствоведа. А пока же, выйдя на главную улицу города, словно слышишь разудалый лозунг: “Подходи, не ленись, покупай живопись!” А купить-то нечего.

3
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии