Время и Деньги
24.10.2010 Общество

Творческий подход

В то время как обессилевшие от одуряющей жары граждане пребывают в состоянии, близком к прострации, цены на еду не дремлют.

Если осенью 2007 года скачок стоимости основных продуктов питания оказался для властей неожиданным и необъяснимым - только руками разводили, то сейчас все и так ясно - засуха.

И вот уже килограмм гречки в оптовом ларечке на Даурской стоит 60 рублей, а стандартный пакет муки высшего сорта - 100 рублей. Еще недавно трехкилограммовый мешок с макаронной продукцией родом откуда-то с Алтая выставлялся здесь за 60 рублей, но через неделю после исчезновения появился уже за семьдесят. Товар тут же смели. Видимо, те, кто еще может рационально мыслить: зной пойдет на убыль, а аппетит - так только по нарастающей.

Тревожную статистику выдает "Газета. Ру" со ссылкой на Reuters. Отчет о закупках одной из крупнейших розничных сетей, попавший в информагентство, показывает, что в Московском регионе цены на муку с конца апреля по начало августа взлетели на 79% - до 16 рублей. В Приволжском округе мука, фасованная в упаковки по 2 кг, подорожала на 62%, до 30,8 рубля за килограмм, в Самаре такая же упаковка подорожала до 29,5 рубля за килограмм. Существенно подскочили закупочные цены и на крупу. Так, в Москве упаковка гречневой крупы весом в 0,9 кг подорожала на 73%, в Санкт-Петербурге - на 50%, в Южном округе на - 78%, на Урале - более чем на 80%, а в Поволжье - на 150%, до 50 рублей за упаковку, сообщил Reuters.

Между тем недавно социологи Левада-Центра спросили у россиян, могут ли в связи с засухой резко повыситься цены на хлеб. По итогам опроса больше всего уверенных в повышении цены на хлеб оказалось среди пенсионеров (48%), безработных (46%), предпринимателей (42%) и в целом россиян старше 55 лет (45%), с самым низким потребительским статусом - денег не хватает на продукты (41%) и жителей сельских поселений (40%).

Жалко, аналитики забыли поинтересоваться, не боятся ли сограждане столкнуться с дефицитом продуктов питания. Как ни странно, два десятилетия свободного рынка и бескрайнего изобилия не вытравили из россиян их коллективное бессознательное.

На днях вполне себе "упакованная" приятельница, которая не имеет обыкновения оглядываться на ценники, забеспокоилась - пора затариваться, вдруг есть нечего будет. Немудрено: страна, непрерывно пребывавшая в очередях за продуктами с 1914-го по 1992-й, может генерировать такие настроения еще лет двести. Тем более что внешних раздражителей хватает.

Только за последние три-четыре года (не будем вспоминать 1998-й) по веским и совсем пустячным поводам в соотечественниках будоражили архетип добытчика раз пять точно.

В качестве мамонта, которого надо было забить, расчленить и затащить в пещеру, поочередно или скопом выступали: соль, сахар, чай (неурожай на Шри-Ланке), какао (государственный переворот где-то на Берегу Слоновой Кости), а также растительное масло и крупа.

Что-то лень (все дело в жаре) рассуждать, как и в какой степени повлияют на сдерживание цен действия, которые предпринимает (или обещает предпринять) правительство. Мы-то выживем, нам не привыкать. Мама вспоминала, как в 49-м, в благополучной, по послевоенным меркам, Москве под Новый год женщины вымачивали макароны - испечь к празднику что-нибудь приличествующее.

Макаронами мы уже запаслись. Чиновников вот жалко: аналитики предрекают, что благообразная картина, написанная в высоких кабинетах, не выдержит напора грубой действительности, инфляция по итогам года зашкалит-таки за 10%, а то и к 12% подберется. И придется бюрократам программы всякие переделывать, отчеты заново составлять…

Рутина убивает, живое творчество масс - никогда!
1
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии