Время и Деньги
25.05.2004 Общество

Удастся ли закопатьчерный гроб?

Инициаторами проведения этой акции явились Антиядерное общество Татарстана, студенческие дружины по охране природы вузов Казани и Чебоксар, Всетатарский общественный центр, радикальное молодежное движение антиглобалистов "Хранители радуги", и "отдельные граждане". Решение о проведении марша протеста было принято на состоявшейся 7 июня конференции общественных молодежных организаций, а оперативным поводом к нему явилось, как уже сообщалось в СМИ и в официальном документе организаторов марша, "обращение Нижнекамского райсовета в Госсовет РТ с предложением отмены запрета на строительство Татарской АЭС". Справедливости ради надо заметить, что в Нижнекамске давно уже нет райсовета, а есть объединенный Совет народных депутатов, и решение, принятое им 1 марта 2003 года, именуется несколько иначе: "О необходимости проведения дополнительных исследований на строительной площадке Татарской АЭС". Нижнекамские депутаты обращаются в нем с просьбой в Кабинет министров РТ "организовать проведение дополнительных, детальных исследований сейсмотектонических условий площадки строительства Татарской АЭС с учетом новых методов исследований сейсмотектоники земной коры и подготовить технико-экономическое обоснование строительства Татарской АЭС. По результатам проведенных работ внести на рассмотрение Госсовета РТ предложение о целесообразности строительства Татарской АЭС". Так что перед началом акции ее организаторам следовало бы уточнить все эти детали, дабы не вводить в заблуждение людей и не подрывать свою репутацию. С другой стороны, положение неустойчивого равновесия, в котором сейчас находится решение данного вопроса, требует активных действий экологов, чтобы склонить чашу весов в свою пользу.

Наиболее удачной в этом смысле для участников марша протеста была акция протеста в Елабуге, с митингом, проведенном в центре города, и принятием на нем резолюции против строительства Татарской и Башкирской АЭС и подъема уровня воды в Нижнекамском водохранилище. Последнее, как сообщил "ВиД" один из организаторов марша протеста, член президиума Татарстанского республиканского совета Общества охраны природы, сопредседатель Казанского отделения социально-экологического союза Сергей Мухачев, особенно волновало елабужан, опасающихся того, что в случае подъема уровня воды значительная часть земельных угодий и населенных пунктов района будет затоплена, а государство вновь не компенсирует все эти убытки, как это уже было 10-15 лет назад.

В Набережных Челнах митинг протеста не состоялся, были организованы лишь два пикета в Парке Победы. Официальная версия вынужденной корректировки планов участников марша: в минувшее воскресенье проводился День молодежи, все силы правоохранительных органов города были брошены на этот праздник для поддержания порядка, поэтому невозможно было обеспечить безопасность экологов. Тем не менее председатель Антиядерного общества Альберт Гарапов считает второй этап марша удачным: в ходе пикетов было немало дискуссий с молодежью и, как и в Елабуге, собрано немало подписей против продолжения строительства двух атомных "монстров" и подъема уровня воды в водохранилище Нижнекамской ГЭС.

В Нижнекамске экологам тоже пришлось ограничиться лишь проведением пикета у кинотеатра “Джалиль”, где проводился сбор подписей. Впрочем, первоначальные планы экологов были нарушены самими же организаторами марша протеста: заявка на проведение митинга ими была не подана, и в случае его проведения, как заявил один из милицейских чинов, он будет вправе привлечь их к административной ответственности. Лидеры "зеленого" движения не стали, естественно, рисковать, тем более никакой поддержки в городе нефтехимиков им, по сути, оказано не было: Нижнекамское отделение ВТОЦ тоже фактически самоустранилось от участия в этой акции. По признанию Альберта Гарапова, бывшего лидера движения экологов в 90-х годах и одного из инициаторов прекращения строительства Татарской АЭС, 13 лет назад движение "зеленых" действительно было силой, с которой считались, а использование против нее административного ресурса считалось дурным тоном, ибо рассматривалось как посягательство на пробивающиеся ростки демократии и гласности. Однако времена, как видим, меняются…

3
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии