Для чего нужны профсоюзы?
27.05.2004 Общество

Для чего нужны профсоюзы?

- Начало девяностых для всех было жестким временем, не только для профсоюзов, - вспоминает Татьяна Павловна. - Ощущение такое, будто буря собирается. Во всяком случае тучи вовсю ходили над профсоюзами. Но, к счастью, у тех, кто принимал решения, хватило мудрости не разорять насильственно всего, что создавалось многими поколениями. Что помогло тогда выстоять? С одной стороны, стройная и четкая организационная структура: настолько прочная и продуманная цепочка была выстроена от самого малого звена (профгруппы из трех человек) до самого верха, что общественные бури ей оказались нипочем. С другой стороны - и это, наверное, самое главное - профсоюзы реально востребованы обществом. Весь мировой опыт профсоюзного движения тому порукой.Между тем лет десять назад вся Россия переживала стресс. Слава Богу, обошлось без крови. Но политический строй менялся на глазах у наших ошеломленных земляков, а вместе с ним и их психология. Люди в условиях коммерциализации жизни нередко проявлялись неожиданным образом, оказывались куда жестче, эгоистичнее, чем мы о них думали. Руководители предприятий, прежде добросовестно пекущиеся о правах работников, начинали экономить, прежде всего, на социальной сфере, на охране труда. Прагматичным стало и отношение к профсоюзу. Если раньше люди особо не задумывались, зачем им профсоюзный билет, то теперь они стали спрашивать и порой весьма агрессивно: что я с профсоюза буду иметь? Путевок, мол, я и раньше не получала, дети выросли, ваши садики-лагеря мне не нужны. Сначала меня это шокировало...

- Почему? Нормальная постановка вопроса.

- В ту пору неприкрытая меркантильность еще шокировала, теперь меня такой прагматичный подход не смущает, напротив, думаю, что из таких вопросов надо выводы делать. Раз спрашивают, значит, недорабатываем. А лучший ответ на этот вопрос - коллективный договор, основной гарант прав работников. Не случайно же его обычно сравнивают с Конституцией предприятия. Кстати, именно там, где коллективный договор во все времена исправно работал, а профсоюзная организация умела сделать его социально значимым, и не вставал вопрос, зачем нужен профсоюз. В начале девяностых любопытный эксперимент провели на Казанском вертолетном производственном объединении. Там решили заново собрать заявления в профсоюз: кто хочет быть членом этой организации, тот и пишет. По принципу - лучше меньше, да лучше. По правде говоря, эксперимент казался рискованным, ведь повернуться дело могло всяко. Но численность организации практически не изменилась. Значит, профсоюзная организация работала на совесть, и профсоюзным лидерам на КВПО доверяли. Людское доверие и вообще-то бесценно, а уж в наши дни, когда народ в стольком и в стольких изверился, особенно.

- Сейчас этот этап, когда решалось, быть или не быть профсоюзам, уже пройден?

- Пройден-то пройден. Но не все так просто. Видите ли, у профсоюзов всегда хватало забот, и при коммунистах тоже. Соцсоревнование, товарищеские суды, комиссии по трудовым спорам, жалобы, командировки, горы справок для обкома партии - чем только ни занималась. Но в ту пору и при больших объемах работы мы не нервничали, поддерживало ощущение стабильности, незыблемости основ жизни. Сейчас же некоторая нервозность присутствует, и чем больше знаешь о происходящем вокруг, тем больше поводов для волнений. Поэтому чрезвычайно важно в своей сфере не разбрасываться, а выделить главное.

- И что же сегодня главное для профсоюзов?

- Социальное партнерство, которое в нашей республике имеет уже десятилетнюю историю, а в международном профсоюзном движении счет такому партнерству ведут десятилетиями. Важно отработать все его ступени. Понятно, что далеко не каждый вникает в генеральное соглашение, его результаты мы воспринимаем опосредованно. Территориальное соглашение - это уже понятнее, оно включает в себя вполне конкретные городские или районные социальные программы: помощь многодетным семьям, строительство Дворца культуры, жилья и тому подобное. Например, в Набережных Челнах по соглашению перечисляют 5 процентов бюджета на строительство жилья для бюджетников, а в Казани - из городского бюджета доплачивают участковым терапевтам, медицинским сестрам, в Сабах выделяют ссуду на строительство жилья для молодых.

Ну, а колдоговор, который принимается на предприятии, - документ конкретнее некуда, он закрепляет социально значимые для трудового коллектива решения - о льготах, охране труда, зарплате и другие. Их не вправе отменить ни один суд. Конечно, больше впечатляют колдоговоры на крупных предприятиях, таких, как АО “Татнефть”, ОАО “Оргсинтез”, АО “Алнас”, ОАО “Нижнекамскнефтехим”, КМПО. Цена этих договоров весьма высокая, и люди явственно видят, что дает им этот документ. На малых предприятиях ситуация иная. Их сотрудники бесправны, ведь, к сожалению, зачастую руководители нового типа пекутся лишь о собственных прибылях и не вникают в проблемы своих работников. Больничные не оплачивают, производственные травмы не оформляют, как положено. Процветает конвертная система оплаты труда, а это - мина замедленного действия. Но менталитет у нас такой, что до многих это не доходит. Записали в ведомости 500 рублей, а в конвертик сунули 5 тысяч рублей, и работник доволен. Между тем социальный налог с этой суммы мизерный, в будущем это нищенская пенсия, в случае травмы, профзаболеваний - более чем скромные больничные. Но, как правило, люди не протестуют. Время трудное: безработица растет, будешь возникать - уволят. Это многих людей согнуло, они и живут, как напуганный страус - голову в песок. Сегодня, думают, работа есть и Слава Богу, а завтра - хоть трава не расти. Порой приходят в профсоюзы, жалуются, но стоит предложить активную помощь - пасуют, мол, только хуже будет. Надеюсь, что мы вскоре переживем стадию “дикого капитализма”, и наши сограждане усвоят: если трудишься честно, закон пишется для тебя. Привыкай им пользоваться. Помочь им это понять - обязанность профсоюзов.

- Есть реальные основания надеяться на изменение менталитета наших сограждан?

- Думаю, да. Уже и на малых предприятиях создаются профсоюзные организации, конечно, создаются они “с напрягом”, медленно, но ведь еще лет пять назад об этом и речи не было. Кроме того, в профсоюзы потянулась молодежь. Мы создали резерв молодых кадров, систему учебы для них на современном уровне - с деловыми играми, мозговыми атаками.

- Какие позиции генерального соглашения регулярно не выполняются?

- К сожалению, именно те, что связаны с уровнем жизни: по росту зарплаты, по занятости. К примеру, в нынешнем году, по прогнозам, зарплата поднимется на 19,2 процента, а вот в 2001 году - ее рост составил более 46 процентов, в 2002 году - более 27 процентов. Значит, темп роста зарплаты, да и реальных доходов тоже, утрачен. Если в 2001 году реальные доходы татарстанцев выросли на 12,2 процента, то в 2002 году - на 11 процентов. Увеличивается задолженность по зарплате, больше становится безработных. Сейчас их около 26 тысяч. Все еще велик - до 270 тысяч человек - серый рынок труда.

Много проблем и с охраной труда на производстве. Причем правовая база для этого уже разработана, введен еще один институт контроля - уполномоченные по охране труда на всех предприятиях. Кстати, именно профсоюзы нашей республики одними из первых ввели учебу уполномоченных. Тем обиднее, что причиной многих тяжелых травм становится халатность. Кто-то люк не закрыл, кто-то провод не заземлил, и перечеркиваются старания многих людей.

- Как профсоюзы относятся к реформе ЖКХ?

- Российское правительство в свое время дало четкую формулировку: все реформы, в том числе и ЖКХ, проводятся только при опережающем росте доходов. На деле же доходы населения изрядно отстают от роста тарифов. В прошлом году они поднялись в совокупности на 35 процентов, тогда как реальные доходы населения - всего на 11 процентов. Получается, что реформа ЖКХ сводится к тому, чтобы переложить все тяготы, связанные с восстановлением отрасли, на плечи населения. Но с какой стати? Мы с вами законопослушные налогоплательщики. Не мы эту отрасль разваливали, с чего же вдруг оказались крайними? К тому же пока совершенно непонятно, каким образом эта реформа позволит преобразовать ЖКХ так, чтобы население оказалось в выигрыше.

- Насколько всерьез власти нашей республики относятся к профсоюзам? Может быть, социальное партнерство для них - вопрос имиджа?

- В какой-то мере и такое возможно, но, по большому счету, я полагаю, что сотрудничество правительства и профсоюзов взаимовыгодно. И не только у нас. Мне приходилось участвовать в международных форумах, в частности по организации труда, гендерной политике, где были представлены правительства, профсоюзы и организации работодателей 150 стран. Характерно, что по большинству вопросов представители правительств и профсоюзов намного легче находили общий язык друг с другом, чем с организациями работодателей. Правительства большинства стран сейчас понимают, что работать надо в связке с профсоюзами. И у нас то же самое. Премьер-министр РТ и председатель Федерации профсоюзов РТ подписывают письмо о задержках зарплаты. Ежегодно Премьер-министр РТ и руководители основных министерств встречаются с профсоюзным активом. Словом, все демократично. Мы вместе работаем для того, чтобы жителям нашей республики жилось лучше.

Есть люди, чьи линии судьбы составляют причудливый узор, и потому их жизненный путь оказывается и путаным, и нелегким. Наверное, это о них Пастернак писал: “любить иных тяжелый крест”. А случаются, напротив, любимцы Фортуны, путешествующие по жизни - по прямой, которая, как помнится из геометрии, - кратчайшее расстояние между стартом и финишем. Похоже, Татьяна Водопьянова относится к таким счастливчикам. Наверное, работать с людьми - а профсоюзная работа в чем-то сродни именно службе спасения - должны именно счастливые люди. Особенно в такое сложное время, как сейчас.

вопрос “в сторону”

- Татьяна Павловна, женщин-руководителей у нас по-прежнему по пальцам пересчитать. Почему - срабатывает мужской шовинизм или действительно женщине в руководящем кресле приходится сложнее?

- Полагаю, и мужчины не слишком-то рады женщинам во власти, но и других причин немало. Очень непросто, когда ты и жена, и мама, и дочь, и руководитель. Как-то так выходит, что приоритеты быстро смещаются в сторону работы. Ты уже не можешь лишнее время побыть с близкими, вникнуть в их проблемы. Кроме того, испытываешь дискомфорт оттого, что вечно в долгах - перед людьми, перед бумагами. Поэтому очень часто у женщин-руководителей либо дети уже выросли, либо не сложилась личная жизнь. Третий вариант - поддержка семьи. Мне с этим повезло. Мои домашние меня понимают и стараются помочь по мере сил.

Кстати, именно муж всегда был для меня домашним психотерапевтом. Когда предстояло подняться на новую ступеньку служебной лестницы, я трусила, а он подбадривал: не паникуй, попробуй сначала. В сложных ситуациях, когда я, как и положено женщине, реагирую весьма эмоционально, он неизменно предлагает правильное решение, подсказанное трезвым мужским взглядом на вещи. Да и дочки сейчас уже выросли, так что дома - две помощницы. Но я не забываю: для того, чтобы семейный дом был теплым, ему нужна хозяйка.

вопрос “в сторону”

- Каждому человеку для того, чтобы состояться, нужно интересное дело, успех в профессии, а женщине помимо этого...

- Нужна любовь - к жизни, к близким. В один период она мне позволила испытать ощущение полета, в другие - что-то преодолеть, выстоять в трудные минуты. Любовь - часть меня, которая во многом сделала мою жизнь такой, какая она есть. Мы с мужем учились в одной школе, тренировались в одной команде по легкой атлетике на Центральном стадионе у замечательного тренера Юрия Михайловича Красильникова. Я ведь серьезно занималась спортом в школьные и студенческие годы. Но когда у нас на юрфаке КГУ началась специализация, пришлось покинуть команду. Нужно было много заниматься. Я еще и на кружковые занятия ходила к Александре Константиновне Безиной, удивительному педагогу и блестящему специалисту по трудовому праву. В моей судьбе это - знаковая личность.

У нашей семьи надежные друзья, и без них я тоже своей жизни не представляю. Причем самые близкие из них - рядом с детства, с первого класса, с периода занятий спортом. Наши отношения проходят через всю жизнь. Мне очень хочется, чтобы у моих девочек были такие же друзья.

вопросы “в сторону”

- В профессиональной деятельности приходится использовать свою женскую привлекательность?

- В разных обстоятельствах это может по-всякому аукнуться, но одно скажу: я никогда не жалела, что родилась женщиной. Жизненный опыт уже позволяет оценивать все то, что получила в этой жизни. Не могу сказать, чтобы мой путь был легким, но это мой путь, и я его принимаю.

- Вы - человек религиозный?

- Не уверена, что соблюдаю все обряды или часто бываю в церкви. Вот моя бабушка была очень набожна и придерживалась всех требований религии. Но нам, внукам, всегда говорила: главное - Бог в душе. Я стараюсь жить по ее наказу: с Богом в душе. А это значит - для людей и по совести.

6
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии