Время и Деньги
05.12.2010 Общество

Игра, не стоящая свеч

На днях российские ученые объявили об уникальной находке - обнаруженные ими в Холмогорах человеческие останки, очевидно, принадлежат российскому императору Иоанну VI Антоновичу.

Это единственный государь из династии Романовых, место последнего успокоения которого оставалось неизвестным, и, пожалуй, самый несчастливый из венценосных правителей нашего Отечества. Конечно, и до, и после него российская история была богата на кровавые развязки царствований, а мастера интриг и комплотов на протяжении всего XVIII века весьма вольготно чувствовали себя на посольских приемах, в бальных залах и на придворных охотах, оставаясь главными создателями и ниспровергателями царей. Увенчанные победными лаврами военачальники, хитроумные министры, бравые гвардейские офицеры, светские красавицы - все они оставили свой след в запутанных галереях дворцов и не менее запутанных галереях времени, где и поныне скрывается немало страшных, забавных и волнующих тайн.

Удивительная, в самом деле, вещь! Все эти заговорщики и убийцы, беря на себя смелость решать как вопросы жизни и смерти, так и то, кто с очередной роковой ночи будет править Россией, оставались не только убежденными монархистами, но и людьми верующими. И мы можем лишь догадываться да выискивать среди сотен оставшихся потомкам писем, дневников и мемуаров их подлинные мотивы и потаенные чувства. Впрочем, придворные "лицедеи" во все века одинаковы. Кем-то, увы, двигал расчет, кем-то - жажда приключений, а кем-то - уверенность в том, что он избавляет родину от очередного тирана. Так было при свержении Петра III и Павла I, так было и раньше, когда юного Петра II "избавляли" от опеки Меньшикова и надоевшей невесты. Ведь заговоры составлялись не только против государей, но и удачливых царедворцев.

История Иоанна Антоновича и в этом смысле исключительная. Он стал императором, едва родившись, и перестал им быть, когда ему не исполнилось и года. Какая уж тут тирания! Зато трагическая история государя-младенца как нельзя лучше иллюстрирует равнодушие политики к человеческим судьбам и то, как, подчиняясь логике власти, совсем не жестокие от природы люди совершают страшные поступки.

Императрица Елизавета Петровна - жизнерадостная красавица с медными волосами - не любила крови и предпочитала не доводить дело до крайности. Свергнув с престола Брауншвейгскую фамилию - правительницу Анну Леопольдовну, ее мужа Антона-Ульриха и их венценосного сына Иоанна, она первоначально намеревалась выслать всю семью за границу. Пусть живут себе в своей Германии (Анна и Антон были родом оттуда) и радуются милосердию русской царицы! В доказательство своих добрых намерений новая государыня даже прокатилась по Санкт-Петербургу в санях вместе с младенцем, который весело смеялся у нее на коленях. Пожалуй, это была последняя радость в его жизни. Сама ли Елизавета испугалась, что вдалеке от России изгнанники начнут плести заговоры, или эта мысль была подсказана ей кем-то из осторожных советников, но императрица внезапно переменила решение и сослала своих соперников на север - в Холмогоры.

Тоже не худший вариант, если вспомнить, что последующие перевороты будут сопровождаться убийствами, наспех замаскированными под несчастные случаи. Однако суровый климат и условия, в которых жили ссыльные, привели к ранней смерти Анны, умершей от неудачных родов, и помешательству Антона-Ульриха. Судьба свергнутого царя оказалась еще хуже. Уже в Холмогорах Иоанн был полностью изолирован от остальной семьи, а когда ему исполнилось шестнадцать, перевезен в одиночную камеру Шлиссельбургской крепости. Там узник прожил более семи лет, не общаясь даже с тюремщиками, и был убит, месяца не дожив до двадцати четырех лет, при попытке освобождения.

Тоже темная история. До сих пор неизвестно, действовал ли подпоручик Мирович, вздумавший вернуть Иоанна VI на престол, по собственной инициативе или был вдохновлен новой императрицей Екатериной, желавшей таким изящным способом избавиться от потенциальной угрозы. Ведь стража имела приказ - ликвидировать Иоанна, если кто-нибудь попытается вызволить его из крепости. Есть и другая загадка. По одной версии, Иоанн Антонович был слабоумен и толком не понимал, что с ним происходит. По другой, более страшной, он все прекрасно сознавал и помнил о своем высоком положении. Честное слово, можно и засомневаться в правоте поэта, утверждавшего: "Не дай нам Бог сойти с ума! Уж лучше посох и тюрьма".

Но как бы то ни было, печальная находка российских историков - еще одно напоминание о том, как страшны политические джунгли, разрушительна для человеческих судеб так называемая "революционная целесообразность", и что бывают случаи, когда игра не стоит свеч. Последующая история России - история тысяч и тысяч некоронованных "иоаннов антоновичей" это прекрасно доказала.
1
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии