Время и Деньги
17.12.2010 Общество

Деревья: исторический аспект

До конца года в столице Татарстана будут высажены более восьми тысяч молодых деревьев, а число кустарников-новоселов превысит десять тысяч.

Новость, безусловно, хорошая, и такую инициативу городских властей можно только приветствовать. Зеленые островки парков и скверов, как и пышные кроны, украшающие летом наши улицы и дворы, - это "легкие" Казани, без которых мы задохнемся выхлопными газами и выбросами химических предприятий. Каждое дерево - это чье-то сохраненное здоровье, но вот вопрос: почему таким голым стал в последнее время наш когда-то тенистый и уютный город? Особенно это было заметно минувшим летом, когда измученные "африканской" жарой казанцы вместо утомительных путешествий под палящим солнцем мечтали оказаться в благодатной тени. Задача, как выяснилось, не из легких. Ведь многие районы, увы, напоминают города будущего из произведений пессимистично настроенных фантастов. Навевающие тоску дома-близнецы, блеск стекла и полное отсутствие жизни. Во всяком случае - такой, какой хочется человеку, интересы которого не ограничивались в детстве конструкторами, а позже - стрельбой по виртуальным противникам на экране компьютера.

Вспоминаю Казань своего детства (а было это не так чтобы уж очень давно - лет пятнадцать-двадцать назад), и передо мной встает совсем другой город. Да, в чем-то более провинциальный, скромный, тихий, но уютный, домашний. Летом над тротуарами в историческом центре колыхался узорчатый ярко-зеленый шатер, охраняя прохожих от жаркого солнца, осенью он становился золотисто-багряным, то купающимся в желтых лучах, то сверкающим от дождя. Зимой жизнь деревьев замирала, но и спящие они были прекрасны, напоминая декорацию к сказочному спектаклю: задумчивые, украшенные снежными горжетками и диадемами из сосулек. Глядя на них, придумывались собственные замысловатые сюжеты, и мы с подружкой частенько сочиняли их на пару во время зимних каникул. Где теперь эти деревья, некоторым из которых было по два века? От большинства и пеньков не осталось. Принесены в жертву элитным домам и транспортным развязкам. Они тоже, безусловно, нужны в современном городе, но не за счет же природы! Природа всегда будила воображение, воспитывала и преображала, а сейчас, чтобы встретиться с ней, чаще всего приходится ехать за город (да и там коттеджно-дачное строительство вносит свои коррективы) или идти в музей - любоваться пейзажами, развешанными на стенах.

Кстати, о пейзажах. Вы обращали внимание, насколько зелеными были российские города, например, в начале прошлого века? Не только крохотные уездные городки, но и крупные губернские города, и Москва. Художники любовно воспроизвели тенистые столичные улочки и переулки, засаженные липами и тополями дворы, сады монастырей. Кто-то вспомнит про гранитно-каменный Петербург, но он изначально строился как более строгий, серый. Зато эта мрачноватая торжественность площадей и проспектов сполна компенсировалась изумрудной роскошью парков, скверов, бульваров. Так задумал еще Петр, заложивший знаменитый Летний сад. "В гранит оделася Нева, мосты повисли над водами, темно-зелеными садами ее покрылись острова", - описывал этот замысел императора Пушкин. Складывается ощущение, что в те времена и власть предержащие, которые всегда не идеальны, больше понимали значение и красоту природы. Не случайно вокруг царских резиденций и дворянских особняков, как правило, разбивались парки. Да еще высаживались в этих парках редкие деревья и цветы, стоившие, надо полагать, немалых денег. И еще одно чудо: эти растения чаще всего выживали и радуют нас до сих пор, в отличие от многих саженцев, за последние годы засохших на казанских улицах. То ли высаживают их неправильно, то ли банально забывают поливать.

Дай Бог, конечно, чтобы деревья, которые появятся в Казани в этом году, выжили и возмужали. Тогда со временем они заменят своих безвинно вырубленных собратьев. Заменят, однако, частично. Воздух в городе станет чище, сам город красивее, но любой, кто хоть немного ценит историю родного края, будет знать, что это не те деревья, которые помнили Пугачева и Екатерину, Аксакова и Льва Толстого, Фукса и Лобачевского. Природа очень важна для эмоционального восприятия истории. И, кстати, она создает тот неповторимый антураж, который так ценят туристы. Знаю это на собственном опыте. В Нормандии до сих пор благополучно растет лес, в котором охотился в XVI веке Карл Девятый, а знаменитый национальный заповедник Шамбор, окружающий одноименный замок, помнит конные прогулки Франциска Первого, Генриха Второго и Дианы де Пуатье. А вот более поздний пример. Роскошные платаны в Парке источников в Виши во всех подробностях рассмотрели трагедию поражения Франции летом 1940 года. Толпы беженцев, притулившихся на парковых скамьях, группки спорящих политиков на ступенях Большого казино, а потом четырехлетние будни коллаборационистского правительства, обосновавшегося в отеле напротив. Конечно, старые деревья рано или поздно высыхают, им на смену вырастают новые, но это происходит естественно и не нарушает привычного ландшафта. Давайте воздержимся от разрушения хотя бы в будущем!
1
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии