Время и Деньги
17.07.2003 Культура

Последний певец свободы

Детство Гали прошло в особняке на Екатерининской улице (ул.Тукая, 78), который принадлежал его отцу - второй гильдии купцу Мухаметшакиру Бикчентеевичу Абдрахимову (1854 - 1917). Предприниматель, родившийся в д.Большие Метески Лаишевского уезда и лишь в конце XIX века обосновавшийся в губернском центре, считался одним из самых активных и преуспевающих торговцев, не жалевший ни сил, ни средств на упрочение своего влияния среди единоверцев. Он женился на дочери богатого казанского купца - Бибигайше Исхаковне Айтугановой (1869 - 1899), которая приходилась близкой родственницей знаменитым казанским династиям - Бигаевых, Усмановых, Галикеевых, Губайдуллиных. Общественное положение купца упрочилось и после избрания его гласным городской думы, где он проявил себя грамотным и энергичным деятелем, выступавшим с различными инициативами и предложениями. Мухаметшакир Абдрахимов, заботясь о судьбе своего прекрасно налаженного мануфактурного дела, старался дать старшему сыну хорошее образование. После начального курса в медресе “Мухаммадия”, Гали Рахим в 1903 году, по настоянию отца, поступил в казанское коммерческое училище, где проучился до 1913 года. Однако способного, мечтательного юношу карьера предпринимателя совсем не интересовала. Свободное время он проводил за чтением книг, втайне мечтая посвятить жизнь литературе.

Еще находясь в стенах коммерческого училища, Гали написал увлекательный, современный учебник географии для медресе, который был опубликован в 1909 году. Этот первый опыт пера молодого человека почти сразу же заметили признанные мэтры татарской культуры. Галиаскар Камал, посвятивший книге специальную рецензию, с восторгом отзывался о таланте и художественном вкусе автора и прочил ему большое будущее. Поддержка и благословение выдающегося драматурга окрылили Гали, который в это время уже начал пробовать свои силы в прозе, драматургии и поэзии. До революции он сумел завоевать определенную известность как детский писатель, публикуя в журнале “Ак юл” рассказы, основанные на сюжетах и образах народных сказок.

М.Магдеев, первый серьезный исследователь творчества Г.Рахима, особо подчеркивал его стремление к эстетическому отражению естественной гармонии человека и природы, несколько отстраненное отношение к животрепещущим социальным проблемам. В эти же годы Гали обращает серьезное внимание на жанр литературной критики, выступает в печати с большими теоретическими работами, посвященными истории национального фольклора.

Впрочем, несмотря на явные успехи сына, Мухаметшакир Абдрахимов ничего не хотел слышать о его специализации в научной и творческой сфере. Рачительный хозяин по-прежнему видел своего первенца во главе процветающего семейного дела. Поэтому после окончания коммерческого училища Гали Рахим уезжает в Москву на учебу в коммерческий институт. Однако экономическое образование талантливому литератору давалось с огромным трудом, и после смерти отца в 1917 году он сразу же бросил нелюбимый им институт и вернулся в Казань.

После революции имя Гали Рахима зазвучало в числе самых маститых мастеров слова. Впрочем, даже в это горячее время он держался особняком, сознательно сторонился шумных митингов и собраний, старался не ввязываться в столь популярные тогда бескомпромиссные споры и диспуты. Казалось, что писатель, увлеченный лишь художественным творчеством, просто не замечал ни кровавых столкновений на улицах родного города, ни бесконечную смену власти, ни надвигающейся разрухи и голода. Но это лишь на первый взгляд. Глубоко переживая крах старого мира, осуждая сознательное разжигание классовой неприязни в обществе, Гали Рахим мог позволить себе сотрудничество в “контрреволюционной” газете “Курултай” и неосторожные высказывания об отсутствии у революции логики и разума. Его пьесы и прозаические произведения того периода выделялись вызывающей аполитичностью.

Настоящий скандал в “красной” критике вызвало появление в 1921 году повести “Идель”, которую Г.Рахим полностью посвятил рефлексиям старорежимного татарского интеллигента в смутную предреволюционную эпоху. У истинных ценителей настоящей литературы она вызвала едва скрываемый восторг, так как напомнила лучшие произведения молодого Ф.Амирхана с их изысканным стилем, тонким психологизмом и мощной интеллектуальной энергией. Гали Рахим, смело заявивший о верности классическим традициям, стал, наверное, последним певцом индивидуальной свободы человека в татарской прозе советского периода.

Конечно, в стремительно идеологизируемой культурной среде перспектив у таких творческих поисков не было. Поэтому писатель полностью переключился на историко-филологические исследования. Вместе со своим двоюродным братом, известным ученым Газизом Губайдуллиным, пишет фундаментальные труды по истории татарской литературы, занимается исследованиями в области языкознания, фольклористики, археологии, уделяет большое внимание вопросам становления татарского музыкального искусства. Известен он и в качестве переводчика шедевров мировой литературы на татарский язык.

Большая личная и творческая дружба связывала Гали Рахима с первым татарским композитором Султаном Габаши. Ровесники, рано оставшиеся без матерей, выросшие в состоятельных семьях и получившие европейское образование, они жили одними мечтами и стремлениями, одинаково горели мечтой о культурном прогрессе своего народа. Самое известное их произведение - знаменитый романс “Кукушка”. Словами к нему стало стихотворное посвящение Гали Рахима своей возлюбленной, одной из самых красивых девушек татарской слободы Гайше Апанаевой. Она и стала первой исполнительницей романса на литературно-музыкальном вечере, организованном мусульманской молодежью города. В 1919 году С.Габаши написал ряд музыкальных номеров к пьесе Г.Рахима “Джанвар”.

В середине двадцатых годов, после шумного успеха первой татарской оперы “Сания”, Гали и Султан задумали написать новое сочинение по мотивам восточного сказания “Буз егет”. Однако уже после создания либретто стало ясно, что по идеологическим причинам появление такой оперы невозможно. Так, эстетические пристрастия талантливого писателя вновь показались кому-то опасными, и он опять оказался не у дел.

Скромный, тихий, молчаливый доцент педагогического института Гали Рахим со своей показной и оттого не очень искренней лояльностью к новому строю постоянно вызывал интерес у соответствующих органов. Он подвергся преследованиям уже в начале тридцатых годов, в первую волну массовых репрессий. Чуждое социальное происхождение, интерес к средневековой татарской культуре, просто независимость мыслей и суждений неминуемо привели его в тюремную камеру.

Гали Рахим, как и почти все его родственники, друзья и единомышленники, был обречен. Даже случайное освобождение не спасло его от нового ареста и гибели в одном из сталинских лагерей. Так жестокий режим беспощадно расправился с одним из самых талантливых наследников татарского духовного возрождения конца XIX - начала XX века.

107
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии