Сама себе закон. Молодая балерина повторила лучшую партию матери
17.03.2011 Культура

Сама себе закон. Молодая балерина повторила лучшую партию матери

В Татарском академическом театре оперы и балета имени М.Джалиля прошел бенефис балерины и педагога Луизы Мухаметгалеевой.

Действо началось торжественно и красиво, как и положено в приличном театре. Оно открылось торжественным полонезом на музыку Войцеха Килара в исполнении учащихся Казанского хореографического училища, где сейчас преподает балерина. После этого на сцену вышла сама виновница торжества в изящном, летящем платье с шарфом.

"То, что вы дали мне, неоценимо. Я низко вам кланяюсь", - поблагодарила своих педагогов и родителей Луиза Мухаметгалеева. Она вспомнила о том, как начинала: "Когда-то юной гимнасткой, впервые выйдя на эту сцену, я и представить себе не могла, что отныне моя судьба будет связана с этим театром. Здесь проходили мои первые выступления в училищных концертах, в балетных спектаклях, здесь я станцевала все свои сольные и ведущие партии, познакомилась со многими творческими, талантливыми людьми. Здесь я встретила свою любовь, своего мужа. И наша дочь буквально выросла в этом театре и пошла по моим стопам. Было все: и радость, и печаль, волнения и овации, огорчения и успехи. Но самое главное, что никогда не покидало меня, - это вдохновение и, конечно же, вера, любовь и поддержка дорогих мне людей. Сейчас я педагог-репетитор. И для меня очень важно передать артистам-ученикам ту любовь к профессии, к жизни, к людям, которую я получила от своих учителей".

Когда, сопровождаемая лучом прожектора, под овации публики балерина проследовала в зал, на сцене началось первое отделение бенефиса. Оно было немного эклектичным, его создатели решили охватить многие жанры, чтобы, очевидно, показать многообразие балетных тенденций. Публика с интересом наблюдала за опытами модерн-балета и за доброй старой классикой, во всяком случае, и фрагмент из третьего акта "Баядерки", из знаменитого акта "Теней", который не идет на Западе и который можно увидеть только в России, и Гран па из "Дон Кихота" шли под аплодисменты. Равно как и номера, созданные в последние годы. Не все, что было показано, можно назвать равноценным в художественном смысле, не удалось избежать длиннот, но то, что коллеги Луизы Мухаметгалеевой, приглашенные на ее бенефис, были искренни и от души поздравляли балерину, - это несомненно.

Мухаметгалеева исполнила множество партий, но, пожалуй, ее коронной работой была Кармен. Именно "Кармен-сюите" было отдано второе отделение, но "звездную партию" на этот раз исполнила не Луиза, а ее дочь, восходящая "звезда" казанской труппы Алина Штейнберг. Это была премьера Алины. Можно предположить, что за танцем дочери в этот момент наблюдал из зала и ее отец, замечательный скрипач Захар Штейнберг, которого публика знает по его многочисленным концертам, в том числе по постоянным выступлениям в составе квартета, играющего в фойе оперного театра.

Кармен Алины Штейнберг - сочетание легкомыслия и покорности року. Она словно знает все наперед, она понимает, что трагедия неизбежна, и идет навстречу гибели. Ее Кармен - единственное живое существо в скучном городке, где живут люди-машины. В городке, улицы которого залиты болезненно-желтым светом. Кармен нужно вырваться из этой удушающей пошлости и "желтизны". Вырваться хотя бы ценой перехода в мир иной. Наверное, было бы некорректно говорить, кто лучше исполнил партию Кармен - Луиза в свое время или Алина сейчас. Они разные. Общее одно - незаурядность героини Мериме, Бизе и Щедрина, помноженная на талант и женскую интуицию наших балерин. "Сама себе закон" - точнее Блока о Кармен не скажешь.

В конце бенефиса на сцену вышли все его участники, чтобы приветствовать виновницу торжества. Жаль, что эта протокольная часть была несколько "заорганизованной". Как-то не хотелось после потрясения, вызванного "Кармен-сюитой", и работы молодой балерины, просуществовавшей на сцене натянутой струной, присутствовать при том, как героине вечера дарили кухонную посуду.
18
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии