Время и Деньги
05.06.2004 Общество

Экологическая экспертиза АЭС - ловушка для наивных

Давно известно, что промплощадка ТатАЭС размещается непосредственно на тектонически активном Камском разломе - в нарушение параграфа 17.2. “Правил и норм в атомной энергетике, который гласит: “Не допускается строительство АЭС при размещении площадок АЭС непосредственно на тектонически активном разломе”. Факт размещения ТатАЭС на активном разломе зафиксирован в проектных документах ТатАЭС.Кроме того, промплощадка ТатАЭС расположена ниже плотины Нижнекамского водохранилища - в нарушение параграфа 2.2.1. “Требований к размещению атомных станций”, который гласит: “Не допускается размещение АС на территориях, потенциально подверженных затоплению волной прорыва напорных фронтов вышележащих водохранилищ”. Этот факт опровергнуть невозможно, и он не требует никакой экологической экспертизы - достаточно взглянуть на административную карту Татарстана.

Более того, Совмин СССР 14 сентября 1989 года принял решение ПП-1539р о приостановке строительства ТатАЭС, а 12 октября 1989 года дополнительно издал распоряжение ПП-40627 о перепрофилировании ТатАЭС на тепловую на органическом топливе.

Не пора ли властным структурам Татарстана напомнить об этих фактах Правительству РФ?

“Экологическая экспертиза” - уловка атомных ведомств, изобретенная для введения в заблуждение населения, общественности, руководства региона для отвлечения внимания от геологотектонических, гидрогеологических факторов, делающих невозможным строительство АЭС.

Напомню, что история ТатАЭС изначально сопряжена со скандалом. Решение о ее строительстве было принято Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР в 1980 году без достаточного согласования с руководством ТАССР. Совмин СССР в 1981 году разрешил начать ее строительство без утвержденного проекта.

Масштабы и особенности будущей ТатАЭС можно представить, прочитав приказ министра энергетики и электрификации СССР Непорожнего N 151-ПС от 26 июля 1983 года, в параграфе 4 которого говорится: “Посколько создание маневренной атомной станции путем аккумуляции тепловой энергии является первым опытом в нашей стране, считать Татарскую атомную станцию объектом экспериментального строительства”. А в параграфе 5 провозглашается: “Отметить отличное качество технико-экономического обоснования ТатАЭС”...

Шли годы, а “экспериметальную” ТатАЭС так и строили без утвержденного проекта. Наконец “грянул гром”: 29 июня 1988 года Управление Госэкспертиз проектов и смет Госстроя СССР своим решением N 7/2-86 отклонило проект ТатАЭС и выдало около сорока серьезнейших замечаний по основным моментам, связанным с обеспечением безопасности, надежности эксплуатации ТатАЭС, отметив, что в проекте отсутствуют технические решения, предусмотренные Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР N 724-163 от 1 июля 1987 года, принятым после анализа Чернобыльской катастрофы.

В свое время я был членом Республиканской экспертной комиссии по ТатАЭС, поэтому хорошо знаком со всеми деталями дела. Нашу группу эти технико-технологические проблемы ТатАЭС не интересовали, кстати, они и сейчас, спустя 15 лет, мало кого интересуют. Нас беспокоили другие проблемы: выбор промплощадки для АЭС, геолого-тектонические, сейсмические, гидрогеологические условия в месте строительства. Мы знали, что требования к выбору промплощадки АЭС жесткие, особенно после трагедии Чернобыля... В выборе промплощадки ТатАЭС участвовали многочисленные отделения института “Атомэнергопроект”: Рижское, Харьковское, Уральское, Среднеазиатское, Ереванское, Горьковское и другие. Каков же был результат этой серьезнейшей работы? Судя по отчету института “Гидропроект”, “площадка, выбранная под строительство ТатАЭС, расположена в зоне тектонически активного Камского разлома”. В объяснительной записке к первой части проекта ТатАЭС, составленной в 1984 году, когда строительство уже началось, авторы отчета подтверждают, что “наиболее важная сейсмогенная структура в районе строительства - Камский разлом”. Во всех томах проекта ТатАЭС подтверждается, что промплощадка размещена непосредственно на тектонически активном Камском разломе.

Этот же факт подтверждается исследованиями многочисленных геологических коллективов ТАССР и их коллег из других регионов (АО “Татнефть”, “ТатНИПИнефть”, Татарская геологоразведочная партия, Казанская геологическая экспедиция, “Татнефтьгеофизика”, “ВНИИгеолнеруд”, геофак КГУ, Саратовский НИИгеологии, ЦНИИПградостроительства Госстроя СССР, Средне-Волжская геологоразведочная экспедиция, Главное Управление геодезии и картографии при Совмине СССР).

Первым геологом, официально поднявшим свой голос против размещения ТатАЭС, был главный геолог АО “Татнефть” Р.Муслимов, который в своих письмах (от 15.09.81 г. N 05-913, от 19.03.82 г. N 27-7/40) предупреждал, что промплощадка - на разломе. Позже он стал руководителем группы специалистов по подготовке материалов к эксперизам. Ныне он - Государственный советник при Президенте Республики Татарстан, доктор геолого-минералогических наук, академик Российской академии естественных наук.

Его поддержал другой крупный специалист - В.Степанов, первооткрыватель Камского тектонически активного разлома. Он - наш земляк, ныне доктор геолого-минералогических наук, в последние годы работавший в Казанской геологической экспедиции.

Промплощадка ТатАЭС расположена в сейсмически активном регионе. Об этом свидетельствует серия землетрясений, особенно в 1989 году. Это всем известно, официально было подтверждено начальником Опытно-методической экспедиции ИФЗ АН СССР О.Старовойтом 28 ноября 1989 года письмом N 13100-1600-2173/1055 в адрес Госплана ТАССР и его председателя Ю.Воронина. Наиболее полные сведения о сейсмичности этого региона собраны сотрудником ИФЗ АН СССР И.Ананьиным, по мнению которого “...эта зона является одной из самых активных в Евро-Азиатском материке” (сс. 26,27 “Сборника 1989 года). Генератором этих землетрясений является Камский тектонически активный разлом в среднем и нижнем течении Камы.

Необходимо также отметить крайне сложную гидрогеологическую обстановку на промплощадке в регионе строительства ТатАЭС. Гдавный гидрогеолог Татарской геологоразведочной партии Н. Медведева подготовила заключение по Отчету Харьковского изыскательского отделения института “Атомэнергопроект” “Обоснование пригодности площадки ТатАЭС по условиям карстообразования”. Гидрогеолог Н.Медведева в ноябре 1989 года выполнила полномасштабное исследование непосредственно на промплощадке ТатАЭС. Результаты ее работы показали полную несостоятельность Харьковского отчета. В своем заключении Н.Медведева пишет: “...материалы первой части “Обоснования” не дают право делать какие-либо выводы на их основе, так как они разноречивы, разрознены, не систематизированы, исключительно безграмотны” (сс. 37-50 “Сборника” 1989 года).

При выборе промплощадки ТатАЭС допущено еще одно серьезнейшее нарушение: ее разместили ниже плотины Нижнекамского водохранилища. Причем согласно государственному плану предполагается в ближайшие годы подъем уровня Нижнекамского водохранилища...

На этом не исчерпалась “изобретательность” проектантов ТатАЭС: ее промплощадка оказалась вблизи перспективных месторождений нефти и газа. В письме от 19.03.82 г. N 27-7/40 главный геолог “Татнефти” пишет: “...площадка под строительство АЭС нами не согласована из-за размещения ее в перспективном районе на нефть и газ”.

Ни одно из упомянутых выше препятствий за эти годы не исчезло. Это означает, что не может быть и речи не только о возобновлении строительства ТатАЭС, но и о строительстве новых АЭС в ветвях разлома. Попытка решить проблемы предстоящего энергодефицита в Татарстане строительством АЭС - это самоубийство для республики...

Высокопрофессиональный подход специалистов геологических служб ТАССР в процессе подготовки и проведения экспертиз АН СССР, добротность представленных ими материалов в сочетании с твердой убежденностью и энергичными действиями руководителей нашей республики М.Шаймиева, Г.Усманова, М.Сабирова, Ю.Воронина, Ш.Мустаева обеспечили успешное завершение расследования обстоятельств проектирования и выбора промплощадки ТатАЭС с последующим принятием решения Совмином СССР 14 сентября 1990 года и 12 октября того же года о приостановке строительства АЭС и перепрофилировании ее в тепловую электростанцию на органическом топливе.

16
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии