Время и Деньги
07.02.2011 Общество

Предвкушение чуда

В Казани появились первые наряженные елки, заиграли разноцветными огнями, и жить сразу стало веселее. И не важно, что сейчас они стоят в лужах подтаявшего снега, ведь их глянцевая зелень - обещание того, что впереди и веселые вьюги, и пушистые сугробы, и бодрый морозец. А значит, все в этом мире идет своим чередом, и можно с легкой душой забыть о минувшем удушливом лете.

В магазинах появились прилавки со сверкающей мишурой и блестящими игрушками. Не сказать, чтобы они шли нарасхват, но покупатели уже притормаживают возле них, и выражение их глаз становится мечтательным. Новый год, о котором напоминают елочные украшения, для наших сограждан особый праздник. Для нас он символизирует и Надежду, и Чудо. Потребность в них не уходит с годами. Так уж, наверное, мы, люди, устроены, что даже самые рациональные из нас хотели бы спрятаться от всех тревог в сказку и в воспоминания о времени, когда она присутствовала в нашей жизни постоянно.

…Как мы ждали Нового года в детстве! Взрослые наряжали елку поздно вечером 30 декабря, и я, проснувшись 31-го, уже знала, что она ждет меня в "большой" комнате при полном параде. И все же каждый раз при виде ее ахала, какая же она все-таки красавица: высокая - макушка в потолок, пушистая, в зеленом сарафане, на котором сверкают игрушки и мишура. И специально для моих гостей, которые придут 1 января "на елку", на нижних ветвях развешаны пряники, конфеты, мандарины.

Когда во двор, по самые окна занесенный снегом, прокрадывались лиловые сумерки, я устраивалась на широком подоконнике. Оконные стекла покрывали дивной красоты снежные узоры. Если вглядеться, чего там только не увидишь: и ажурные сани, и Царевну-лебедь, и царство Снежной королевы. Кстати, как и у многих моих подруг, сомнений в ее реальности у меня не возникало. Я подолгу вглядывалась в танец метели, надеясь увидеть, как она пронесется над нашей улицей. Порой и впрямь виделось что-то похожее в снежной круговерти, и страшно было, и сладко, и сердце куда-то словно проваливалось. А потом приходили родительские гости. В просторной комнате становилось тесно и шумно. После полуночи меня отправляли спать, и засыпала я в полной уверенности, что завтра начнется новая волшебная и удивительная жизнь.

Наша действительность за последние годы заметно изменилась, люди стали прагматичнее, но парадоксальным образом и мистичнее одновременно. Такого разгула всевозможных гадалок, ворожей, колдунов, как сейчас, пожалуй, и до семнадцатого года не было. Причем еще Лев Толстой в "Плодах просвещения" очень точно спроецировал модель поведения доморощенных мистиков. Когда жена увлеченного спиритизмом барина упрекает его за то, что его провела безграмотная горничная, имитировав явление духа, герой Толстого отвечает, что пусть, мол, девка мошенничала, но ее поступки диктовали потусторонние силы. Так и наши мистики верят во всякую ерунду вопреки здравому смыслу.

Весь этот морок никакого отношения не имеет к ощущению Чуда, ожидания радостных событий в новом году, с которым мы поднимаем бокалы в полночь 31 декабря. Наверное, можно прожить и без них, только это будет очень скучная жизнь. Предвосхищение чуда - это своего рода защитная реакция нашей психики. Верить в лучшее вопреки серым будням или свалившимся на голову неприятностям - бесценный дар, который достался нам еще в детстве. В сущности, за этим многие и обращаются к психотерапевтам. Новогодние чудеса - это лучшее лекарство, которое можно получить без рецепта. Так что - да здравствуют первые елки на улицах Казани!
0
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии