В РИИ преподают "геометрию души"
09.02.2011 Общество

В РИИ преподают "геометрию души"

С начала нынешнего учебного года в Российском исламском институте открылся центр каллиграфии, который сейчас успешно работает. Желающих освоить основы этого искусства оказалось больше, чем центр пока в состоянии принять. Но это тот случай, когда качество важнее количества.

У центра пока нет своего помещения, точнее, оно ремонтируется, и занятия идут в обычной аудитории. Девять женщин - от молоденьких девушек до дам пенсионного возраста - и один паренек старательно выводят на бумаге сложные линии и хитрые завитки. Они так поглощены своим занятием, что совсем не обращают внимания на присутствие постороннего. Архисложное это дело - арабская графика, особенно если она возведена в ранг искусства.

- Ну и как, уже есть успехи?

Будущие каллиграфы отвечают вразнобой:

- Не такие, как хотелось бы…

- Что-то получается…

- Упорство и труд все перетрут…

- А пять вечеров подряд заниматься не тяжело?

В ответе на этот вопрос единодушны все:

- Ничуть. Нам очень интересно.

Наставник начинающих каллиграфов Рамиль хазрат Насыбуллов, преподаватель РИИ, подолгу задерживается возле каждой ученицы, подсказывая, как добиться правильного написания.

- Мы ставим перед собой цель - возродить в Татарстане искусство каллиграфии, которая издавна была значимой частью исламской культуры. Каллиграфия в исламе занимает особое место с самого возникновения арабской письменности - с VI века нашей эры. Развитие ее тесно связано с распространением ислама, с перепиской Корана, - рассказывает Рамиль хазрат. - Создавалась арабская письменность под влиянием финикийского алфавита. В отличие от иероглифов, которые отображают понятия или же слоги, в арабском письме слова состоят из букв, передающих преимущественно согласные и долгие гласные звуки.

Изящество и особая выразительность арабской графики позволяют довести до совершенства мастерство каллиграфов. Как известно, ислам запрещает изображать человека и животных. Каллиграфия частично заменяет мусульманам живопись, включая множество декоративных элементов. Существует несколько каллиграфических школ, стилей написания, в истории остались имена знаменитых переписчиков прошлого. Неспроста же у арабов до сих пор каллиграфия считается боговдохновенным искусством. Арабская каллиграфия всегда была искусством изысканным и рафинированным, получившим продолжение и в архитектуре, и в орнаменте в виде арабесок.

Каллиграфия основана на философии ислама и к тому же тонко передает эмоции человека. Удлинение слов означает медитативное молчание, взаимосвязь букв отражает ритм речи, языковую мелодию.

- Выходит, всякий, кто пытается достичь совершенства в арабской каллиграфии, должен быть хотя бы отчасти философом?

- И не только, геометром тоже. Не случайно же Евклид утверждал: "Каллиграфия - геометрия души". Изыски арабской вязи построены на геометрических формах, как правило, все известные арабские каллиграфы были хорошими математиками. Причем в большинстве своем - еще и разносторонне образованными людьми, преуспевшими как во многих науках, так и в политике, и в управлении государством. Среди них и большие ученые, и мудрые визири.

- А в Татарстане до 1917 года были известные каллиграфы?

- Прославленных мастеров, как у арабов, скажем, таких, как знаменитый ибн-Мукла, у нас не было. Но возможно, что все еще впереди.

- А почему вы решили в свое время изучать каллиграфию?

- Меня с детства привлекало искусство. Это у нас семейное. Мои родители - архитекторы, мать отлично рисует, играет на нескольких музыкальных инструментах, отец увлечен резьбой по дереву. Меня же всегда манила каллиграфия, я часами мог разглядывать старинные тексты. Поскольку я рос в семье, где всегда большое значение придавали вере, то решил получить духовное образование. На имам-хатыба я учился в Челнах, затем там же преподавал в медресе. Сейчас преподаю в РИИ и одновременно учусь заочно на теологическом факультете.

- Кто сейчас занимается в вашем центре?

- В основном студенты из медресе "Мухаммадия" и РИИ. Но есть и те, кто пришел, что называется, "с улицы". Как видите, группа маленькая, в основном ее составляют женщины. Это не случайно.

- Что именно не случайно - то, что группа маленькая, или что женщины?

- И то, и другое. Изучение каллиграфии - дело кропотливое, требующее индивидуальной работы с каждым учеником. Больше 10-12 человек одновременно учить нельзя. Поэтому мы и не собираемся расширять группу, новеньких возьмем только в том случае, если кто-то "сломается" и не захочет учиться дальше. А такое очень даже возможно, ведь постигать такое сложное искусство непросто. Для того, чтобы достичь мастерства, потребуется 3-4 года ежедневных занятий. Что до феминизации группы, так у женщин больше усидчивости и восприятие тоньше, им каллиграфия дается проще.

- Какие перспективы открываются перед теми, кто благополучно завершит учебу?

- Они получат сертификат, который позволит им работать профессионально. В частности, переписывать рукописи, оформлять книги.

- Какие инструменты вы используете для письма?

- Основной инструмент - тростниковое перо из иранского камыша. К сожалению, доставать их трудно. Мы чаще используем перья из турецкого камыша. Надо заметить, что они недешевые: 200-300 рублей стоит одно перо. Как правило, его хватает на три месяца. Тростниковое перо можно, конечно, заменить бамбуковым, но бамбук должен быть с Дальнего Востока. Однако такие перья опять-таки трудно достать.

Бумагой также пользуются специальной, ее обрабатывают несколькими слоями покрытия. Рецепты есть разные, самый простой из них - обработка крахмальным клеем. На такой бумаге можно несколько раз писать и стирать написанное.

Пишут тушью, которую разводят смолой, лучше всего - привезенной из Эфиопии. Это тоже удовольствие дорогое, мы в основном завозим смолу из Турции.

- Как строится учебный процесс?

- Традиционно: сначала осваиваем простые детали, буквы, их сочетания. Есть прописи и учебники, с которыми ученикам стоит знакомиться, но пользуясь только ими, каллиграфии не научишься. Есть много тонкостей, которые в состоянии объяснить только наставник. К примеру, немало таких микроизгибов, которые вообще на глаз не видны, разве что при очень крупном написании. Наставник должен показать приемы - как правильно держать перо в том или ином случае, как вращать его конец, чтобы добиться нужного эффекта. Не случайно же секреты каллиграфии всегда держались в секрете.

- Вы тоже будете придерживаться этой традиции?

- Как видите, мы раскрываем тайны каллиграфии всем желающим, овладеют ли они ими, зависит от их трудолюбия.
11
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии