27.02.2011 Общество

Казанские астрономы обнаружили новую Галактику

Казанские астрономы триумфально завершают уходящий 2010 год. 7 декабря они обнаружили новую Галактику, которая находится в ближней Вселенной на расстоянии 2 миллиардов световых лет от нас. Ее оптическое излучение более чем в 100 раз поглощено межзвездной пылью, потому обнаруженная яркая галактика видна лишь как слабая звездочка.

Чтобы найти ее среди других звезд, понадобились усилия ученых разных стран, сообщает пресс-служба Казанского федерального университета. Впервые рентгеновское излучение было обнаружено международной космической гамма-обсерваторией INTEGRAL с погрешностью положения на небе в 5 угловых минут. Это указало ту область на небе, где далее следует искать новый рентгеновский источник. Точнее, с точностью в 5 угловых секунд, определил область источника космический рентгеновский аппарат SWIFT. И, наконец, казанские наблюдатели - профессор Ильфан Бикмаев и аспирант Эльдар Иртуганов с помощью российско-турецкого оптического телескопа РТТ-150 смогли точно, в 0,5 угловых секунд, установить источник излучения, опередив другие наземные телескопы. Результаты были оперативно опубликованы в системе "Астрономические телеграммы" под номером 3072 от 8 декабря 2010 года, чтобы зафиксировать приоритет результата.

Казанские ученые выполнили астрофизическую классификацию новой Галактики. Выяснилось, что источником жесткого рентгеновского, а также оптического излучения является сверхмассивная черная дыра (10-100 миллионов масс Солнца) в центре обнаруженной Галактики.

Кропотливая работа ученых мира по обнаружению новых галактик с жестким рентгеновским излучением позволяет увеличить наблюдаемую статистику объектов с высоким темпом звездообразования в ближней Вселенной".