04.03.2011 Общество

Топ-10 важнейших научных открытий

НЬЮ-ЙОРК. (ИТАР-ТАСС). Обнаружение в штате Юта останков динозавра с рекордным числом рогов возглавило "десятку" важнейших научных открытий 2010 года. Свою версию "топ-десятки" опубликовал журнал "Тайм".

По оценке палеонтологов, огромные головы ранее не известных ящеров украшали 15 рогов, расположенных над бровями, на скулах, носу и вокруг шеи. Жившие порядка 76 млн. лет назад динозавры использовали рога не для борьбы, а лишь для запугивания потенциальных врагов и привлечения самок.

Второе место занимает открытие, которое, как полагают ученые, приблизило их к разгадке тайны возникновения нашей Вселенной. В ходе работ на ускорителе элементарных частиц "Теватрон", который по мощности уступает только Большому адронному коллайдеру, физики выявили, что частицы и античастицы рождаются при столкновениях не в равных количествах, благодаря чему и возникли наша Вселенная, Солнечная система, Земля и ее обитатели. В противном случае вещество и антивещество полностью аннигилировали бы.

"Бронзовое" место заняло открытие замерзшей воды на Луне. При этом на дне некоторых лунных кратеров, полагают ученые, воды даже больше, чем в некоторых пустынях на Земле. Среди других открытий 2010 года, попавших в "десятку" лучших, - обнаруженный вход в подземный туннель, расположенный на глубине 12 метров под пирамидальным храмом Пернатого Змея в древнейшем в западном полушарии мексиканском городе Теотиуакан. Пятое место занимает открытие, помогающее понять причину преждевременного старения человека - фрагмент ДНК, изменения в котором могут приводить к увеличению биологического возраста человека (по сравнению с реальным) почти на 4 года.

Во вторую пятерку вошли открытие новых планет за пределами Солнечной системы и теоретическое обоснование возможности создания как бы "пространственно-временной шапки-невидимки".

Девятое место отдано ученым подмосковного наукограда Дубна, синтезировавшим новый, 117-й химический элемент таблицы Менделеева.

"Топ-десятку" замыкает открытие механизма лакания кошками жидкости.

Аккуратность и изящество этого простого, с первого взгляда, процесса объясняется несколькими физическими и химическими законами. Кошка не опускает язык в воду, как другие животные, а лишь касается ее поверхностью языка. Сила молекулярного притяжения и инерции тянут воду вверх за языком.

В результате образуется столбик жидкости, который кошка моментально отправляет в рот. После серии таких лаканий, когда во рту набирается достаточный объем жидкости, кошка ее проглатывает.