Время и Деньги
02.01.2001 Политика

Землю - крестьянам, а вот кому муниципальную собственность?

Итак, сначала о разделении собственности. Суть дела, если кто не помнит, в следующем: почти десять лет в нашей республике государственная собственность существовала в одной из двух форм - республиканской или коммунальной. Республиканской собственностью распоряжались Кабмин и Госкомимущество РТ, а коммунальной - местные администрации и КУКИ. Но в феврале 2001 года Верховный суд РТ признал коммунальную собственность нелегитимной, а годом позже в Конституцию республики было внесено изменение, вводящее, по российскому образцу, институт муниципальной собственности.

Закон “О разграничении государственной собственности РТ”, который принят сессией во втором и окончательном чтении, как раз и определяет, кому владеть муниципальной собственностью. Новым законом право пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью (правопреемницей коммунальной собственности) передается местным органам самоуправления. Но поскольку органы местного самоуправления есть не везде, то до их создания хозяйничать будут местные органы государственной власти или их структурные (территориальные) подразделения.

Нельзя сказать, чтобы этот законопроект пришелся по душе всем парламентариям. Так, правовое управление аппарата Госсовета РТ высказалось против обсуждения его на сессии из-за имеющихся в законопроекте концептуальных противоречий федеральному законодательству. В республике не определены границы муниципальных образований в районах и городах республиканского значения - значит, отсутствует собственник муниципального имущества. По федеральному законодательству невозможна и передача прав на управление этой собственностью местным органам госвласти, в том числе и регулирующим имущественные отношения. По заключению правового управления, законопроект противоречит не только федеральному законодательству, но и Конституции Татарстана, согласно ст.19 которой одна из конституционных гарантий местного самоуправления - запрет на ограничение его прав, установленных российской и татарстанской Конституциями, федеральным и местным законодательством.

Как ни странно, к доводам правоведов не только не прислушались, о них вообще не заходила речь во время обсуждения законопроекта. Если в правовом управлении работают квалифицированные юристы, а надо думать, так оно и есть, наши депутаты, приняв неподготовленный закон на весенней сессии, будут вынуждены перекраивать его в соответствии с федеральным законодательством - во время осенней. Ну что же, по крайней мере, работой себя впрок обеспечили.

А вот закона о приватизации земель сельскохозяйственного назначения, также дружно принятого на сессии, на селе ждали давно и с нетерпением. Можно сказать, с 1861 года, с самой отмены крепостного права. И все это время миллионы российских крестьян следовали за тем, кто обещал им в собственность землю, как ослик за морковкой. Правда, кончился этот великий поход всего лишь сменой частного стойла на общественное - надули... Но будем надеяться, что времена и впрямь переменились. Кроме того, и крупные фирмы, местные и из других регионов, готовы инвестировать в село, если появится возможность приобретать землю в собственность. И возможно, это и есть самый эффективный способ поставить на ноги нашу деревню.

Закон об исполнении бюджета за прошлый год также особых споров не вызвал, разве что депутат Александр Штанин, по обыкновению безуспешно, пытался выяснить, почему существуют расхождения в данных, которые сообщает Госсовету РТ наше правительство, и тех, что публикуются на российских правительственных сайтах. Так, на содержание Кабмина, по его словам, по местным данным, потрачено немногим более 55 миллионов рублей, а по российским - более 73 миллионов рублей. Откуда такая разница?

Или еще один вопрос из категории “вечных”: с 2000 года из бюджета выдано кредитов на 12 с лишним млрд рублей, более миллиарда из них до сих пор не возвращено. Куда деньги делись? Кому, на каких условиях давались кредиты и наконец кто не вернул долг? Всякий раз при обсуждении бюджета Александр Васильевич задает эти вопросы и не получает ответа на них. Но упорно продолжает спрашивать, надежда, как известно, умирает последней...

Об исполнении бюджета 2002 года и первого полугодия 2003 года докладывал министр финансов Радик Гайзатуллин. Доходная часть бюджета составила 37,3 млрд рублей при плане 36,7 млрд рублей. Видимо, составители бюджета перестраховались с прогнозом цен на нефть. Правда, существует и иное мнение: сознательно слукавили, чтобы получить возможность распоряжаться дополнительными доходами. Но, как бы то ни было, поступления собственных доходов оказалось недостаточно для того, чтобы покрыть утвержденный в сумме 2,2 млрд рублей дефицит бюджета. План по сбору налогов выполнен на 99,6 процента. Со значительным превышением собраны налоги по акцизам, за добычу полезных ископаемых, на пользователей автомобильных дорог, земельный, единый налог на вмененный доход. Зато налог на прибыль собран лишь на 68,3 процента, на доходы физических лиц - на 67,2 процента, по налогу с продаж - на 65 процентов, на имущество - на 80,3 процента.

Расходная часть бюджета выполнена лишь на 96,9 процента (37,7 млрд рублей при плане в 38,9 процента). Пострадали от этого, как обычно, образование, культура, здравоохранение, социальная политика.

В первом полугодии нынешнего года доходы бюджета на 10 процентов выше плановых, а расходы на 6 процентов ниже (соответственно, 19,5 млрд рублей и 17,8 млрд рублей).

По мнению министра экономики и промышленности РТ, динамика развития республики в минувшем году была позитивной. Однако не выполнен ряд важнейших показателей социально-экономического развития РТ: валовый региональный продукт на 2,5 процента меньше прогнозируемого, продукция промышленности в сопоставимых ценах - на 3,2 процента, среднемесячная зарплата - на 2,8 процента, полученная прибыль на 10 млрд рублей меньше предполагаемой.

Весенняя сессия завершила работу, и депутаты ушли на каникулы, настроенные оптимистично. Когда все тот же неугомонный Штанин поставил вопрос о легитимности Госсовета РТ в связи с недавно выигранным им судом, ему ответил Президент Минтимер Шаймиев. Он сказал, что Госсовет РТ будет работать столько, сколько найдет нужным, и сам определит, когда проводить очередные выборы, невзирая на какие-либо решения.

На снимках: Президент РТ пребывает в отличном настроении, а вот банкиру и министру внутренних дел не до шуток, когда в повестке вопросы определения собственности.

3
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии