Время и Деньги
26.09.2011 Экономика

"Тепличные" условия и их последствия для экономики

Итоги социально-экономического развития Татарстана за 2010 год свидетельствуют об общей позитивной макроэкономической динамике экономики. По объему ВРП республика занимает шестую позицию в России. Наибольший вклад в рост ВРП был внесен торговлей - 34,9%, строительством - 21,5%, обрабатывающими производствами - 17,5%, транспортом и связью - 5,2%. Темпы роста промышленного производства РТ опережали динамику роста промышленности России. Устойчиво развивалась традиционно важнейшая для экономики республики нефтяная отрасль. Падение объемов сельскохозяйственной деятельности в 2010 году объективно и объясняется небывалой летней засухой.

В таких секторах экономики, как "машиностроение", "пластмассы", "финансовые услуги", производительность в два раза превосходит среднероссийский уровень. Высокие значения производительности обеспечивают информационные технологии и автомобилестроение. При этом такой уровень производительности обеспечивается в первую очередь масштабными "внутренними" инвестициями.

Однако приходится констатировать, что экономика республики, как, впрочем, и мировая, выходит из кризиса достаточно медленно. Эта тенденция весьма чувствительна и для республиканских властей, и для простых граждан. Кризис оказался гораздо более глубоким по структурным последствиям. Нарушились связи между отдельными макроэкономическими и институциональными секторами экономики, сократилась бюджетная обеспеченность, пришлось прибегнуть к существенным финансовым заимствованиям. На этом фоне обострились институциональные проблемы социально-экономического развития Татарстана.

Недореформированные институты значительно снижают качество структурного роста республиканской экономики. В институционально развитой экономике после кризиса остаются лишь эффективные предприятия. В отечественных условиях селективного тепличного администрирования устойчиво сохраняются и нежизнеспособные в рыночных условиях предприятия, чью реальную эффективность как-то не принято оценивать. Такие устойчивые неэффективные состояния и нормы хозяйствования определяются как "институциональные ловушки". Сложившаяся инерция развития традиционных "локомотивов роста" республиканской экономики, обусловленная ценовыми диспропорциями, сформировала институциональную ловушку "неконкурентоспособной структуры экономики". К 2011 году в сложившейся структуре республиканской промышленности большую долю занял нефтегазохимический комплекс (более 55%).

Вне капиталоемкого сектора экономики республики реальная концентрация собственности наблюдалась в пищевой и легкой промышленности, розничной торговле, что было обусловлено существенно меньшими стартовыми инвестициями. Напротив, капиталоемкие производства высоких технологий оказались в худшей ситуации: повышение их конкурентоспособности требует огромных инвестиций в модернизацию. Структурные диспропорции республиканской экономики проявляются в малой доле инновационной продукции в общем объеме промышленного производства (менее 15%), низкой доле добавленной стоимости и невысокой заработной плате в реальном секторе экономики (средняя заработная плата в промышленности - 3,5 доллара США в час). В результате, как отмечают многие эксперты, республика нуждается в диверсификации структуры экономики.

Республиканские рентные факторы обеспечивают возможность получения административно-статусной ренты отдельными экономическими субъектами. Рентный доход усиливает экономическое и социальное расслоение общества. Несложные расчеты показывают, что при денежных доходах на душу населения немного более 17,5 тыс. рублей и социальной дифференциации, характеризуемой соотношением доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения в 15,6 раза, возникают серьезные ограничения по формированию массового среднего класса. Сегодня, по официальным оценкам, его доля в населении Татарстана в 2 раза ниже уровня экономически развитых государств, находящегося в границах интервала 50 - 65%.

При такой структуре татарстанской экономики и социума старая модель социально-экономического развития даже при благоприятной внешней конъюнктуре может дать лишь отсрочку в решении проблем структурных ограничений и выхода из институциональных ловушек. А нерешенные проблемы диверсификации республиканской экономики и воспроизводящиеся институциональные ограничения - это проблемы республиканских финансов, напрямую влияющих на качество структурного роста и качество жизни, а следовательно - социальную стабильность Татарстана.

Речь не идет о противопоставлении сырьевого сектора республиканской экономики, с одной стороны, и секторов высоких технологий и знаний, с другой. Сегодня наши главные продукты на внешнем рынке - это нефть и нефтепродукты. И стратегически важно, чтобы институциональная среда способствовала внедрению в них инноваций и знаний. Модель "инвестиционного межвременного сепаратизма", в которой инвестиции в нефтехимию связываются с настоящими достижениями республики, а инвестиции в знания определяются как залог благополучного будущего, весьма уязвима. В республике накоплен и воспроизводится значительный потенциал знаний. Инновационные проекты межотраслевой интеграции, разрабатываемые Казанским федеральным университетом, национальными исследовательскими университетами и в целом республиканской наукой, уже сегодня способны дать мощный синергетический эффект.

В этой связи стратегической республиканской инициативой по продолжению институциональных реформ и повышению эффективности государственного управления является рациональное использование ресурсов нефтехимического комплекса для строительства диверсифицированной экономики, эффективно трансформирующей накопленные фундаментальные знания в интеллектуальные технологии, применяемые для производства новых высокотехнологичных продуктов с высокой добавленной стоимостью.
8
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии