Время и Деньги
29.07.2003 Культура

Укрощение огня и металла

Когда ходишь по изумительно точно, образно и функционально выстроенной экспозиции (что, к великому сожалению, в нашем зале в последнее время редкость), знакомый Башмаков оказывается человеком, которого мы, в общем-то, не знали. Большое количество фотографий на планшете у входа, с чего, собственно, и начинается выставка, не смущает, не выглядит нарочитой, как сейчас принято говорить, “промоакцией”, а напротив - внушает уважение. В большинстве случаев на снимках Игорь Николаевич, усмиряющий металл, придающий ему необходимую для замысла форму. Огонь и железо - самые что ни на есть с основания мира мужские “игрушки”. Башмаков и ученики из мастерской “Ирек” (одна из их работ на нижнем снимке), Башмаков на морозе устанавливает на улице свои скульптуры. “Человек и его дело” - как написали бы в еще не очень далекие времена. Но если серьезно, смотреть, как Башмаков увлеченно и самозабвенно занимается своей профессией, интересно. Тем более что делает он свое дело весьма хорошо.

Но вернемся к тому, что знакомый Башмаков предстает в разных ипостасях. Он хороший декоратор, я пишу это слово в отличном от театрального смысле. Он великолепный дизайнер - его вещи “для домашнего пользования” красивы и функциональны, они, без сомнения, украсят любой интерьер. Башмаков, оказывается, великолепный рисовальщик, его работы, созданные в этом жанре, романтичны и как-то трепетно ранимы. Но и это, на мой взгляд, не самое главное достоинство Игоря Николаевича, важнее, что Башмаков - горячий патриот нашего города.

Что произойдет с нами, если живописец создаст бездарную картину, а график неталантливую скульптуру? Да ничего. Пройдем в Выставочном зале мимо, да и только. Но как отмахнуться от фонтана или скульптуры, мимо которых вы вынуждены ходить ежедневно?.. Думаю, что многие казанцы меня поддержат: то, что делает для нашей столицы Башмаков, давно уже вписалось в ее контекст. Печально, но то, что происходит в последнее время на казанских улицах, так и остается новоделом, который не принимает душа. Работы Башмакова - счастливое исключение.

О его любви к городу, в котором он живет несколько десятилетий, говорят великолепные рельефы “Сенной базар” и “Казань - город поэтов” (верхний снимок). Первый - пронзительно печален и навевает воспоминания о Тукае. Второй... Все знаковые места Казани - Петропавловский собор, дом Кекина, особняки старого центра выросли в нем в своеобразные символы уходящей эпохи. Над нашим городом поэтов летит “кукурузник”, а к берегу робко прилепилась лодчонка. Когда это было? В шестидесятые, семидесятые?.. Ничего не нужно рассказывать и ничего не нужно объяснять, эту башмаковскую серию надо просто почувствовать. И настоящие казанцы так и поступят. Но вот автор... Надо очень любить и чувствовать Казань, чтобы создать такое.

Еще одна работа, которая обратит на себя внимание, на ней Башмаков изобразил своего в некотором смысле коллегу, она называется “Плавильщик” - легкая, с юмором, простая и глубокая одновременно.

Впрочем, как я уже говорила, Башмаков-лирик еще больше открывается в своих картинах. Самые заметные из тех, что выставлены, на мой взгляд, две. Первая не претендует на оригинальность и называется “Вишленкова в Венеции”. Редкий художник, побывав в “городе дожей”, не напишет его каналы, женское лицо, маски. Башмаков, собственно, так и поступает. Но у его героини не лицо, а лик в обрамлении ореола золотых кудрей. И бросает она на венецианские каналы, держа в изящных пальцах маску, не взгляд, а взор. Чувствуете разницу? Автор поднимается над обыденностью и находит поэзию в затертой ситуации.

Вторая работа трогательна до слез, ибо на ней схвачена та Казань, которую мы теряем. “Семья Вульфсон” - так она называется. Снег, казанская улица, по ней идут трое, один ведет на поводке маленькую, замерзшую собачку. Вроде бы ничего особенного на картине нет, но есть щемящая грусть, оттого, что холодно, оттого, что люди, изображенные автором, в общем-то, знаковые для Казани и казанцев, несут сейчас в себе печать неустроенности.

Жаль, что на выставке Игоря Башмакова так немного посетителей - отсутствие рекламы уже стало недоброй традицией в нашем Выставочном зале. Выставка открывается, но информации о ней - ноль. Впрочем, наверное, Башмакову унывать не приходится: весь наш город - это его гигантский выставочный зал.

10
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии