Рифкат Абдракипов и его призвание
05.05.2011 Общество

Рифкат Абдракипов и его призвание

Фото
Роман Хасаев
Лечить больных - ни в коем случае не ремесло. Это служение, это призвание, это особый стиль и образ жизни. Настоящий врач умеет не просто смотреть, а именно видеть, не просто смекать, что к чему, а выстраивать сложнейшие логические цепочки, просчитывать сокровенные взаимосвязи. И, наконец, каждый врач от Бога обладает мощной интуицией. Все сказанное в полной мере относится к Рифкату Завдятовичу Абдракипову, заведующему ревматологическим отделением Республиканской клинической больницы, врачу высшей категории, заслуженному врачу РТ.

Всерьез Рифкат Завдятович увлекся медициной, когда учился на третьем курсе Казанского мединститута.

- В это время мы приступили к изучению специальных дисциплин, - вспоминает Абдракипов. - С этого момента учеба превратилась в творческий поиск, в завораживающий процесс, когда на основании различных симптомов и синдромов нужно суметь поставить точный диагноз. Это захватывает, увлекает, заставляет постоянно поддерживать интеллектуальную форму, расширять профессиональную осведомленность. Причем с окончанием вуза погружение в знания не завершается, напротив, врачебная практика требует постоянных занятий. Надо многое знать, чтобы правильно поставить диагноз. Но постановка диагноза - только полдела. После этого нужно подобрать лечение, которое подходит именно этому больному, суметь выбрать для него лекарство. Ведь не секрет, что каждый болеет на свой лад, не так, как его сосед по палате, не так, как это описано в учебнике (там дается типичный, так сказать классический вариант, а практика намного разнообразнее). На болезнь организм любого из нас отвечает по-своему. Поэтому всякий раз врачу приходится заново ломать голову над тем, почему, к примеру, у Иванова болезнь протекает так, а вот у Сидорова совсем другая реакция? Почему Иванову это лекарство отлично помогает, а Сидорову - нет? И самое большое расстройство для медика - это когда, несмотря на все усилия, не удается помочь пациенту. Порой тяжелых больных даже во сне видишь. Такая вот особенность нашей работы - мы не расстаемся с ней круглосуточно.

Словом, профессия врача - постоянный поиск, но этим она и интересна. Диплом мединститута означает лишь, что человека научили работать с литературой, а дальше он уже сам должен неустанно пополнять багаж, изучая современные научные открытия, лекарственные препараты, методики обследования, новейшую аппаратуру, все это расширяет кругозор специалиста.

По мнению Рифката Завдятовича, сейчас медики - в выигрышном положении по сравнению с теми, кому приходилось работать на несколько десятилетий раньше.

- Теперь не приходится ограничиваться знакомством с медицинской литературой и периодикой, большие возможности предоставляет Интернет. Последние открытия мгновенно становятся достоянием всех, кому они интересны, - рассказывает Абдракипов. - Кроме того, стали намного шире международные контакты, мы постоянно участвуем в конференциях, на которых обсуждают самые актуальные для специалистов проблемы и открытия. Так, в прошлом году я участвовал в заседании европейской лиги ревматологов, где удалось почерпнуть много полезного для работы. А российский Институт ревматологии приглашает нас на свои конференции ежегодно. Для нас это особенно важно, потому что там дается не только новейшая теория, но и практический опыт самого института. Нас знакомят с эффективными методиками лечения, с тем, как действуют новые препараты. Такой обмен информацией чрезвычайно ценен, ведь если перестать учиться профессии, то быстро устареешь как врач. Но есть и другая сторона вопроса: всем, чем овладел сам, нужно поделиться с другими.

Наше отделение работает в тесной связке с кафедрой госпитальной терапии КГМУ, которой руководит Ильдар Салихов, доктор наук, член-корреспондент АНТ, заслуженный врач РФ и РТ, человек творческий и увлеченный своим делом. У нас в клинике ежегодно проводятся конференции под руководством этой кафедры. Причем порой весьма неожиданные, но чрезвычайно любопытные. К примеру, прошедшая недавно конференция была посвящена описанию болезней … классиками русской литературы - Тургеневым, Достоевским, Булгаковым. Сотрудничество с такой мощной кафедрой, на которой работают три профессора, предоставляет все преимущества союза науки и практики.

Абдракипов - кардиолог и ревматолог высшей категории. На его взгляд, работа в отделении ревматологии требует как разносторонней профессиональной подготовки, так и особых душевных качеств - умения сострадать и сочувствовать, ощущать чужую боль.

- Наша область требует больших знаний и терпения, - уверен Рифкат Завдятович. - Нужно разбираться во многих областях - в лор-заболеваниях, пульмонологии, кардиологии, неврологии, дерматологии и других, ведь, как правило, у больных бывают поражены сразу несколько органов.

Кроме того, у нас между лечащим врачом и пациентами складываются особые отношения, ведь в нашем отделении сосредоточены самые тяжелые случаи в области ревматологии. Люди лечатся десятилетиями, бывает, и четверть века наблюдаются у одного врача. Мы становимся постепенно близкими людьми, бываем в курсе семейных обстоятельств, знакомимся с родственниками пациентов. В определенном смысле ревматолог - семейный врач. И практически всегда он еще и психотерапевт. Представьте себе состояние человека, который жил себе как ни в чем не бывало и вдруг слег, по утрам в одночасье даже встать с постели не в состоянии. Какая это душевная травма и для него, и для семьи. Нужно уберечь больного от депрессии, не дать ему погрузиться в болезнь. Напротив, надо вселить надежду, что он будет работать и нормально жить в семье.

Понятно, что врачи нашего отделения - Марина Афанасьева, Елена Сухорукова - фанаты своего дела. Если мы днем что-то не решили, остались какие-то сомнения, то вечером непременно перезваниваемся, совещаемся. Ревматолог круглые сутки живет интересами больных, без праздников и выходных. Это не значит, разумеется, что мы не общаемся с друзьями или не посещаем театры. Просто я веду речь об особом стиле жизни, когда закрыть дверь и отгородиться от рабочих проблем не получается.

В случае необходимости мы приглашаем консультантов с кафедры или из других отделений нашей клиники. Такое вдумчивое отношение к делу сформировалось, еще когда мы работали в здании "старой клиники".

Абдракипов проработал в РКБ практически всю жизнь, лишь в начале своей врачебной карьеры четыре года трудился в Апастовском районе, где до этого 18 лет не было ни одного терапевта.

- У РКБ такая особенность - если несколько лет поработаешь здесь, уже никуда не уйдешь. В клинике - особая аура. Работать в больнице, которая обслуживает всю республику, конечно, непросто, ведь в отличие от многих коллег из казанских клиник мы постоянно на связи с районами, консультируем, вылетаем на сложные случаи, когда требуется экстренная помощь, ездим в командировки, чтобы познакомить врачей из районных больниц с новейшими методиками. Я, например, всегда ношу с собой на работу паспорт и деньги, ведь вызвать могут в любой момент, - говорит Рифкат Завдятович.

А самых тяжелых ревматологических больных со всей республики, как уже говорилось, везут в РКБ.

- Для нас всегда большая радость победить болезнь, вернуть пациента к активной жизни. Удается это благодаря тому, что каждый случай для нас уникальный. Конечно, порой медицина не в состоянии победить болезнь, но может приостановить, замедлить ее течение, облегчить состояние пациента, а это уже немало, - считает Абдракипов. - Казанская школа ревматологов вообще на хорошем счету, а про врачей нашего отделения смело скажу: мы работаем на европейском уровне. Во-первых, в практику вошли европейские стандарты при написании истории болезней, что позволяет объективнее представить себе ситуацию, контролировать ход лечения, опираясь на конкретные данные. Во-вторых, мы используем новейшие мировые методики, ставим, в том числе, и редкие диагнозы, к примеру, болезнь Кастельмана. В-третьих, работаем с новейшими препаратами, такими, как биологические агенты, дающие быстрый эффект. У нас есть примеры, когда пациенты, которые не могли ходить, при лечении биологическими агентами поднимались на ноги. У некоторых наших больных в итоге МСЭК снимала группу инвалидности. Вскоре в РКБ откроется специальный кабинет, где будут вливать такие препараты. Медсестры для этого обучены. Надо сказать, что в России по пальцам можно пересчитать медсестер, которые готовы к такой работе, а в РКБ они есть.

Особенность нашей больницы еще и в том, что здесь сосредоточены специалисты в разных областях, поэтому мы можем получить консультацию в любой области. Обычным делом стало сотрудничество врачей разных отделений в лечении больных. К примеру, мы давно уже работаем вместе с ортопедами, проводим ортопедическую коррекцию суставов. Оперируют пациентов в травматологии, а мы готовим их к операции, ведем регистр больных, которым она требуется. Вскоре сотрудничество станет еще более тесным: ортопеды будут наблюдать больного первые сутки после операции, а затем передавать нам для долечивания.

Такой творческий и разносторонний подход возможен только в больнице широкого профиля, которая к тому же оснащена всем необходимым оборудованием и препаратами. Мы информируем коллег о своем опыте, публикуя статьи в журналах и сборниках, издавая монографии. На моем счету около 40 таких публикаций. Последний сборник, в котором отражен опыт сотрудников кафедры и нашего отделения, - "Уникальные случаи в терапевтической клинике" вышел в прошлом году. Кроме того, я был, наряду с профессорами И.Салиховым и Р.Хабировым, одним из авторов популярной у медиков монографии, посвященной болезни Бехтерева. Эта книга выдержала два издания, сейчас пришло время для третьего, так как появилось много новой информации.

В заключение хочется привести слова заместителя главврача РКБ Раисы Петровны Гусляковой: "Я знаю Рифката Завдятовича уже более тридцати лет, с того времени, когда заведовала отделением в "старой клинике". Он тогда проходил у нас ординатуру и сразу обратил на себя внимание четкой и быстрой работой, аналитичностью мышления, начитанностью. Сейчас Рифкат Завдятович возглавляет одно из сложнейших отделений нашей клиники и пользуется огромным уважением персонала и пациентов. Его часто приглашают на консультации, и он, как правило, не ошибается с диагнозом. Рифкат Завдятович - человек, который живет медициной и ради медицины, а еще он - просто очень хороший человек, поэтому ему и удается справляться с болезнью тогда, когда у других уже опускаются руки".
175
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии