Назад, к себе
18.05.2011 Культура

Назад, к себе

Фото
Роман Хасаев
На сцене Качаловского театра прошли гастроли драматического театра из Анкары со спектаклем "Город одиноких лиц" по пьесе Бехич Ака.

Метафора, лежащая в основе спектакля, вынесена в программку. На экране ноутбука решетка, которую пытаются раздвинуть руки. Слабая попытка вырваться из опутавшей нас всемирной паутины. Оборотная и очень печальная сторона прогресса.

Все это про нас. Про то, как мы больше не смотрим в окно, а узнаем погоду на метеосайтах. О том, что забываем друзей, потому что в виртуальном мире их у нас сотни. Они поздравляют нас с днями рождения и присылают виртуальные букеты. В халате и тапочках мы заходим на ютуб и слушаем Чечилию Бартоли, пожимая плечами: ну зачем же идти на концерт? Наш мир зависит от исправности работы модема.

Но иногда хочется вырваться из плена социальных сетей и иных суррогатов, делающих нашу единственную реальную жизнь виртуальной. Суррогатное общение накладывает отпечаток на личность. "Меньше всего одинокой я чувствую себя, когда бываю одна", - говорит героиня спектакля. Подвижки в психике уже налицо, естественно, они устранимы, но немалой ценой. По сути, персонажи спектакля - социальные аутисты, если такой термин допустим. Они хотят общения и боятся его, они равнодушны к окружающему миру или, опять-таки из-за внутренних страхов и комплексов этого мира, боятся. Они добровольно выбрали одиночество, каждый по своим соображениям, но затем поняли, что ставка сделана неверно. Дальше начинаются попытки вернуть себе реальный мир во всем его многообразии.

Режиссер спектакля Серхат Налбантоглу выстраивает на сцене весьма лаконичный мир - усредненный интерьер ресторана, каких сейчас по миру десятки тысяч. Скромненький такой ресторанчик для мидл-класса, без "звезд Мишле", разумеется. Белые скатерти, легкие стулья, не очень вышколенная обслуга - такой ресторан помещается в одной из многоэтажек городка. И эту башню облюбовали самоубийцы, но когда очередная жертва суицида с криком и шумом летит вниз, персонажи не очень-то шокированы этим событием. Смерть человека - уже не шокинг. Вот если интернет зависнет - это хуже.

"Город одиноких лиц" - думаю, что название спектакля не очень удачно переведено, но это так, к слову, - вовсе не мрачная история. В ней есть и катарсис, и свет в конце тоннеля. Огромным усилием воли каждый из трех персонажей пробивается через скорлупу, в которую сам себя добровольно заключил. Этот вечер в ресторане - как второе рождение, мир снова обретает краски, и когда одна из героинь выходит в зал и начинает говорить о счастье, сердце щемит.

Серхат Налбантоглу справился с трудной задачей - в пьесе, им выбранной, практически нет действия, но зрителю не скучно. Режиссер сумел точно выстроить внутреннюю жизнь персонажей, и это интересно публике. В таких случаях центр тяжести переносится на актеров, на их обаяние и заразительность, чего в наших гостях из Анкары оказалось предостаточно. К достоинствам гастрольного спектакля нужно отнести и весьма квалифицированный перевод, который убрал для публики языковой барьер.

Гастроли турецкого театра в Казани прошли благодаря завязавшейся дружбе между качаловцами и их коллегами из Анкары. Русский театр недавно гастролировал в Турции с большим успехом - событие знаковое. Потому что и Турция, и Татарстан продемонстрировали в этом случае толерантность, которая может для многих служить примером.
4
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии