Время и Деньги
19.05.2011 Общество

Мудрость истории

В этот день в 1651 году началась церковная реформа патриарха Никона.

История, как известно, не знает сослагательного наклонения. Поэтому мы никогда не узнаем, что было бы, если бы царь Алексей Михайлович не поддержал предложенную патриархом реформу или большая часть русского общества склонилась бы на сторону старообрядцев. Тем не менее, исторические реконструкции - занятие увлекательное, а потому и профессиональные ученые, и историки-любители с удовольствием строят догадки и выдвигают гипотезы. Самая популярная версия заключается в том, что старообрядцы - это русские протестанты, суровый быт, трудолюбие и честность которых, распространись они на всю Россию, непременно способствовали бы прогрессу и скорейшему движению страны к светлому капиталистическому будущему.

Определенные основания для таких рассуждений есть. Строгой моралью и фанатизмом в отстаивании своей веры старообрядцы действительно напоминают кальвинистов и английских пуритан. В конце концов, протопоп Аввакум пошел на казнь с не меньшей убежденностью в своей правоте, чем сделавшие это задолго до него Анна Эскью или Джон Ламберт. Что же касается экономических достижений старообрядцев, то они производят впечатление даже из нашей постиндустриальной эпохи.

В начале XVIII века, когда Петр Первый только начинал создавать русский флот, северные старообрядческие монастыри уже имели свои суда на Белом море. А в следующем столетии, по подсчетам различных исследователей, более чем 60% русских капиталов владели старообрядцы или выходцы из этой среды. Так, промышленникам старой веры принадлежали Волжское пароходство, знаменитая на всю Россию Трёхгорская мануфактура, крупные заводы и фабрики в Иваново-Вознесенске и Орехово-Зуево. И это еще не все. Старообрядческое село Балаково, расположенное в Самарской губернии, имело такие огромные хлебные торговые операции, что могло диктовать свои цены лондонскому Сити.

Кроме того, старообрядцы создали свою систему управления, русский вариант демократии, который благополучно дожил в старообрядческих общинах до 1917 года. Все это вместе и позволило многим историкам сделать вывод о прогрессивности староверов-раскольников. Однако такой энтузиазм представляется преувеличенным. Несмотря на множество привлекательных черт, старообрядцы (особенно в начале существования движения) крайне негативно воспринимали все новое, начиная с таких мелких деталей быта, как кофепитие, и заканчивая достижениями европейской светской цивилизации.

Есть и еще один важный момент. Если бы старообрядческие взгляды на жизнь и мораль оказались преобладающими, по другому пути стала бы развиваться и русская культура. Это означает, что у нас, скорее всего, не было бы не только таких авторов, как Державин и Фонвизин, заложивших основы отечественной литературы, но и "солнца русской поэзии" - Александра Сергеевича Пушкина. Его гений просто не смог бы проявиться без тесного знакомства с европейской культурой, причем как современной поэту, так и античной, и средневековой, и периода Возрождения. А старообрядцы все это отрицали и осуждали. Кто-то возразит, что среди старообрядцев было немало меценатов, жертвовавших деньги на театры, художественные галереи и просто на поддержку талантливых писателей, художников, музыкантов. Все так, но эти люди жили в обществе, уже два столетия придерживавшемся довольно свободных взглядов на устройство жизни. Поэтому не будем жалеть об упущенных возможностях и понадеемся на то, что история достаточно мудра и правильно отмерила соотношение ингредиентов в сложном коктейле российской духовной и общественной культуры.
0
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии