Отец и сын
02.07.2010 ТВ и кино

Отец и сын

Всемирно известный писатель Лео Шеперд (Жерар Депардье) отправляется из французского захолустья в Стокгольм, где ему собираются вручить Нобелевскую премию по литературе. По дороге его нагоняет родной сын, бывший наркоман Поль (Гийом Депардье). Все, чего хочет и о чем с детства мечтает Поль - поговорить с отцом по душам. Сначала этому мешала работа Шеперда-старшего, его постоянное затворничество, теперь от всяких ненужных разговоров отца оберегает его агент и сестра Поля Виржиния (Сильви Тестюд). Но нобелевский лауреат должен, наконец, узнать правду. Прежде всего, о себе самом.

Тот, кто читал “Подростка” Достоевского, сюжет и атмосферу фильма Якоба Бергера поймет без труда. Историю об отце, занятом только своим творчеством и самосовершенствованием, и его сыне, влюбленном в него, словно в бога, и ревнующем ко всем и каждому с болезненным остервенением, Бергер взял не у Федора Михалыча, но и не с потолка. Отец режиссера - известный английский писатель Джон Бергер не считал нужным как-то специально воспитывать сына. “Когда ты живешь рядом с такой подавляющей личностью, которая говорит громко и складно, то поневоле начинаешь заикаться”, - сказал в интервью Якоб Бергер. По словам режиссера, он, как и герой Гийома Депардье, был в детстве жутко закомплексованным. В своем фильме Бергер прямо ставит вопрос: “Имеет ли общество право требовать от гения быть при этом хорошим отцом, мужем и садовником?” И дает однозначный ответ: “Нет, не имеет”. Либо бесценный вклад в культуру и цивилизацию, либо уютные домашние посиделки. Шеперд-старший выбирает первое.

Сцена, которая поражает в картине больше всего - молчащий на протяжении 5-10 минут Жерар Депардье. Все время, пока длится обвинительная речь Поля, Лео смотрит куда-то перед собой. Вообще Депардье-старший в фильме впечатляет, хотя вроде бы именно такой игры от него ждешь; самый титулованный он не держит на себе весь фильм, хотя без него все бы тут же рассыпалось. Как ему удается в одной картине кривляться а-ля Де Фюнес, а в следующей уже играть раздвоение личности - до сих пор загадка. Актер-феномен, про которого знаменитая французская “Соседка” Фанни Ардан как-то сказала: “Это лучший партнер. Для меня вообще существует только кино и Депардье”. За свою карьеру Жерару уже приходилось играть двух писателе: одного - Бальзака, другого - вместе с Романом Полански в фильме итальянца Джузеппе Торнаторе. То был гениальный детективный триллер с безумными глазами Депардье и гипнотизирующей улыбкой Полански, “Чти отца своего” - совсем другое кино. Смысл этой психологической драмы не в сюжетном действии, а в нескольких монологах трех действующих лиц. У каждого из них свое видение ситуации, и зритель тоже должен сделать свой выбор. Иногда даже ловишь себя на мысли, что смотришь не на экран, а в замочную скважину чужой квартиры. Давно уже Европа не радовала таким естественным, выстраданным и по-своему автобиографичным фильмом.

Актерский дуэт обоих Депардье - это своеобразный дебют. Вместе отец и сын на большом экране еще не играли. И делают они это блестяще! Нервный резкий Гийом нисколько не теряется, впрочем, и не задвигает животного харизматика Жерара. Абсолютное равенство во всех категориях, ну, может, только кроме весовой (кстати, Жерар к съемкам сильно похудел и в фильме выглядит очень даже!) Сыграли ли они в фильме самих себя и свои отношения в жизни? Отец и сын в один голос заявляют - “нет”. Проверить это все равно не удастся. Единственное, что в “Чти…” стопроцентно соответствует образу реального Депардье-отца - это могучий Жерар верхом на черном мотоцикле. По улицам Парижа актер летает только так.

6
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии