Время и Деньги
06.08.2011 Общество

Штучный товар

Тихий праздник сегодня на дворе - Международный День музеев. Тихий, потому что в музейных залах не принято говорить громко, это, во-первых. А во-вторых, потому что о бесконечных музейных проблемах уже давно не принято говорить. Ну живут музейщики плохо, так что с того?

А между тем люди, которые в музеях работают, это специалисты высших категорий. В большинстве своем музейщики - штучный товар.

Путешествуя за границей, естественно, часто приходится посещать музеи. И каждый раз удивляюсь, как же они там не только в Европе, но и в Азии умеют грамотно "продавать" свое богатство. Практически в любом самом крошечном городке вам покажут какой-нибудь музейчик, где есть нечто исключительное, "только у нас и только для вас".

А мы? Мы так много и долго говорим о казанских брендах, о том отличии, что должно у нас быть от других российских городов, но при этом почему-то забываем о наших великих земляках. О какой культурной политике можно всерьез говорить, если в городе до сих пор нет музея Шаляпина? Да, есть хорошая экспозиция в литературном музее А.М.Горького, собираются делать Шаляпинский зал в Национально-культурном центре "Казань". Но ни одна "просто экспозиция", ни один зал не заменит атмосферы музея, где все будет проникнуто духом самого Федора Ивановича.

Ну понятно, что в советские времена Шаляпина не очень-то и жаловали - эмигрант, опять-таки о советской власти высказывался резко и нелицеприятно. Горький был милее душам партийных чиновников, вот его музей и стал в свое время одним из центральных в Казани. Ничего не имею против Алексея Максимовича, классный был писатель, изучать нам его и еще изучать, стирая "хрестоматийный глянец". Но Шаляпин-то известный всему миру музыкальный бренд, он заслуживает не меньшего.

Слава Богу, в Казани есть нематериальный памятник Шаляпину - Международный фестиваль оперного искусства его имени, который каждый февраль проходит в стенах Татарского академического театра оперы и балета имени М.Джалиля. На Баумана несколько лет назад появился единственный в мире памятник Федору Ивановичу. Каждый год в день его рождения в Богоявленском соборе Казани, где в свое время крестили младенца Федора, проходят поминальные службы, на которых присутствует множество народа. Но, тем не менее, музей, который, помимо грамотно выстроенной экспозиции, будет заниматься еще и научной работой, городу необходим. Он, несомненно, будет работать на туристический бренд Казани, как работал бы музей Софии Губайдулиной, который формально в Казани есть, но его как бы и нет.

Открытый к 70-летию композитора с небывалой помпой, с приездом самой Софии Асгатовны (которая, кстати, узнавала и не узнавала свой перестроенный дом), он, по сути, тут же и закрылся. В октябре этого года Губайдулина будет отмечать 80-летие, и в срочном порядке городские власти что-то там собираются подремонтировать, подретушировать. Будет ли в Казани после этого музей одного из самых незаурядных композиторов прошлого и нынешнего веков, который намеревались также использовать как Центр современной музыки, никто точно сказать не может. Все может окончиться в последний день праздничных мероприятий. И на музее вполне может появиться здоровый амбарный замок, как уже было после того помпезного открытия.

Вот так, к сожалению, мы обходимся с нашими великими земляками, которые, помимо того, что могли бы и туристов Казань привлечь, еще и являются штучным товаром.
6
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии