Быстрее рынка
02.12.2011 Бизнес

Быстрее рынка

О том, как ICL-КПО BC удается расти быстрее российского рынка информационных технологий, что дает компании интеграция с Fujitsu и каковы ближайшие планы предприятия, мы беседуем с генеральным директором ОАО "ICL-КПО BC" Виктором ДЬЯЧКОВЫМ.

- Виктор Васильевич, ICL-КПО BC уже давно интегрировано в корпорацию Fujitsu Limited. Каковы главные плюсы этого объединения? Это позволило получить доступ к новым технологиям и разработкам, облегчило продвижение продукции предприятия на российском и международном рынках?

- Стратегическое решение об интеграции принималось коллегиально, еще в советское время. Я тоже участвовал в этом процессе. Уже тогда был однозначный мировой тренд на консолидацию информационных технологий. Переход на международные стандарты в Советском Союзе начался еще в начале семидесятых, и Казанское производственное объединение вычислительных систем (КПО ВС), как тогда называлась наша компания, не могло остаться в стороне. Будучи одним из крупнейших заводов в стране, выпускающим около 40% советской вычислительной техники, мы знали как обо всех серьезных игроках на мировом IT-рынке, так и о том, каким количеством знаний эти игроки обладали. Было очевидно, что мы в этих знаниях нуждаемся. В начале перестройки необходимость интеграции стала активно обсуждаться на уровне союзного министерства, а главной целью как раз и был доступ к современным на тот момент знаниям и технологиям, позволяющий использовать их для развития экономики, или, как тогда говорили, народного хозяйства.

В конечном итоге выбор пал на британскую компанию ICL, которая, как и КПО ВС, тоже была государственной структурой и искала партнеров для выхода на международные рынки. В это же время уже началось сближение ICL c Fujitsu. Премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер как раз проводила приватизацию, и многие в прошлом государственные компании сближались с крупными корпорациями. Подписание соглашения о создании совместного предприятия между ICL и КПО ВС состоялось в 1991 году. А вскоре после этого наступили тяжелые времена. Причем не только для нашего предприятия и российской экономики, но и для мирового рынка в целом. В результате этих событий Казанское производственное объединение вычислительных систем прекратило свое существование в том виде, в каком оно работало прежде, а ICL была полностью интегрирована в корпорацию Fujitsu. С тех пор и в Европе, и в мире предприятие работает под брендом Fujitsu. Мы же, отдавая дань истории, сохранили в названии компании и ICL, и КПО ВС.

Интеграция с Fujitsu полностью оправдала себя. Так, даже в довольно сложный для мирового рынка период начала 2000-х, когда из-за экономического спада и сокращения инвестиций многим известным компаниям приходилось закрывать заводы и увольнять людей, группа Fujitsu никогда не отказывала нам в знаниях и технологиях. Однако в какой-то момент наиболее актуальным для нас стал не столько доступ к технологиям, сколько - к рынкам заказов. Мы довольно долго пытались получить заказы на западных рынках. Дело в том, что рынок России и СНГ характеризуется короткими и очень короткими контрактами. По большей части они - результат участия в тендерах и заключаются на год. Контракт на несколько лет - это исключение. На западном рынке, напротив, преобладают длительные контракты, которые к тому же более интересны с точки зрения сложности. Например, заказы на разработку программного обеспечения. В 2000 году в Японии состоялась встреча первого Президента Татарстана Минтимера Шаймиева и тогдашнего президента Fujitsu Наоюки Акикуса, который пообещал завалить нас заказами на разработку ПО. Но, как я уже говорил, в мире начался очередной кризис, и около трех лет нам пришлось ждать, пока ситуация нормализуется. Тем не менее в Fujitsu про нас не забыли. Г-н Акикуса снова прилетел в Казань, сказал, что помнит все свои обещания, и заказы были размещены. Причем, как это и бывает в крупной компании, решение принималось стратегически. В рамках большой мировой программы, где среди заказчиков были British Petroleum, Volvo и другие известные корпорации, мы создали у себя экспортное подразделение, которое сейчас активно развивается. Так, в прошлом году его численность увеличилась на 150 человек, а объем заказов - практически в два раза.

Сейчас мы заключаем с заказчиками экспортные контракты на три-пять лет. При этом в них предусмотрена возможность пролонгации контракта еще на два года. Нередко бывает так, что в процессе работы объем заказа увеличивается. Это, безусловно, здорово. Внутри страны мы получаем заказы и на конкурсах, тендерах. Причем на вопрос, когда необходимо выполнить работу, заказчики часто отвечают: "Вчера". С одной стороны, это работа в авральном режиме, с другой - такая краткосрочность не дает возможности совершенствовать технологии, повышать производительность труда. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что и на российском рынке уже происходят позитивные изменения. Поэтому знания и умения, которые мы сейчас активно используем за рубежом, постепенно пригождаются и в России. Это еще один плюс интеграции с Fujitsu.

- В последние годы предприятие растет быстрее, чем российский рынок информационных технологий в целом. Как этого удалось добиться? И какова система мотивации сотрудников ICL-КПО BC? Я имею в виду не только зарплаты и премии, но и карьерный рост.

- У нас есть задача - расти в два раза быстрее рынка. Все в компании об этом знают. У тех, кто не согласен с таким подходом, карьерных перспектив нет. Кому-то удается расти даже быстрее, кто-то успевает с трудом. Это еще зависит и от того, на каком сегменте IT-рынка работает специалист. Разные сегменты развиваются по-разному, с разной скоростью. Ведь деятельность ICL-КПО BC охватывает множество направлений. Если упрощенно разделить IT-рынок на такие сегменты, как производство и реализация оборудования, системная интеграция и прикладные решения, то мы присутствуем везде. Наиболее трудный рынок - это прикладное программное обеспечение. В России, когда речь идет об информационных технологиях, многие считают, что достаточно купить компьютер, подключить его к Интернету, а потом купить программное обеспечение на рынке или скачать у друзей. Многие компании держат штат своих программистов, своих системных администраторов. В России на IT тратят в два раза меньше, чем в любой другой стране BRIC. Ну и отдача, разумеется, меньше, чем в Индии или Китае. Тем не менее позитивные перемены происходят. Многие крупные корпорации уже оценивают эффект от внедрения информационных технологий. Ведь затраты на IT делаются не просто от желания быть современными. Эти технологии реально повышают конкурентоспособность компании, производительность труда, эффективность. Желание быть более эффективными должно превалировать у любого бизнеса. Сейчас к российским компаниям уже начало приходить понимание важности вложений в IT. А мы в результате этого процесса получаем дополнительные преимущества на внутреннем рынке.

- Вы упомянули о цели, которую должны разделять все сотрудники компании. А как вы подбираете специалистов? И что наиболее важно для работы на ICL-КПО BC: наличие интересных идей, умение работать в команде, стрессоустойчивость, работоспособность?

- Важно все, что вы перечислили. А для того, чтобы оценить, насколько кандидат обладает этими качествами, у нас есть целый пул специалистов с профильным образованием. Они и проводят первичное тестирование. Если человек в принципе подходит, их задача - предложить ему работу по наиболее подходящему для него проекту, поскольку требования к специалистам, занятым в разных проектах, несколько отличаются.

Кроме того, мы сами ищем и готовим себе специалистов. Подбор ведется еще со школьной скамьи. Конечно, железных гарантий, что все эти ребята будут работать на нашем предприятии, нет. Им все равно приходится пройти через собеседование, показать себя. Тем не менее на сегодняшний день в ICL-КПО BC работают более 60 человек, на которых наше кадровое подразделение обратило внимание, когда они еще были школьниками.

Отдельное направление - работа с талантами. Мы сотрудничаем с Казанским Федеральным Университетом, недавно подписали соглашение с ректором о создании научно-образовательного центра. В деятельности центра будут сочетаться научные/теоретические и прикладные разработки. Помимо этого, в КФУ создана Высшая Школа Информационных Технологий, которая призвана заниматься обучением и переобучением специалистов под конкретный проект или группу проектов. Занятия будут вести как преподаватели Университета и работники нашего предприятия, так и преподаватели из других российских вузов и даже из-за рубежа. Мне очень импонирует тот системный подход, который сейчас внедряется в КФУ. Очень важно, что это позволяет соединить общие знания с теми, что необходимы для реализации конкретных работ. Своего рода профильная "заточка" студентов.

- О работе для государства. Не так давно президенту Медведеву демонстрировали разработку ICL-КПО BC для МВД.

- Это было в прошлом году, во время визита президента России в Рязань. Дмитрий Медведев решил на практике познакомиться с работой местной милиции и сел в автомобиль ДПС. Там ему показали компьютер, с которого он дистанционно, безо всяких проводов, получил доступ к базе данных МВД по Рязанской области. Это изделие было сделано в Казани. Комплексное решение соединило операторов связи, компании, занимающиеся защитой каналов, наше собственное программное решение в местных центрах связи и программно-аппаратный комплекс "Барс", который устанавливается непосредственно в автомобиль. Главной задачей, которую мы решили, было соединить безопасность и удобство в использовании. Сейчас этот проект используется в пилотном режиме в нескольких регионах РФ, в том числе и в Татарстане, но уже поставлен вопрос о снабжении им российского МВД в целом. Это принципиальная позиция министра внутренних дел России Рашида Нургалиева. При сокращении численности личного состава полиция должна быть более оснащенной. Нужно отметить, что этот проект мы делали на голом энтузиазме. Никакого официального заказа не было. Просто МВД попросило помочь в решении проблемы. Правда, ничего сверхъестественного в таком подходе нет. Так работают практически все крупные компании: начинают реализовывать свои идеи за счет собственных ресурсов, а потом находятся заказчики. Главное, знать потребности рынка.

- В начале июня ICL-КПО BC вновь проводит IT&Security Forum. Какова программа мероприятия? В чем его отличие от предыдущего форума?

- Интерес к форуму от года к году растет, появляются новые участники. В прошлом году за две недели до начала конференции мы вынуждены были отказывать в регистрации желающим, так как уже не было мест. В этом году мы расширили площадку, и я надеюсь, что все, кто заинтересован побывать на IT&Security Forum 2011, смогут это сделать. Что же касается тематики, то на предыдущем мероприятии в центре внимания была задача приведения информационных систем в соответствие с законом о защите персональных данных. Сейчас этот закон действует, многие наши заказчики провели все необходимые работы и, очевидно, расскажут о результатах, поделятся опытом. Кроме того, ожидается ряд докладов от вендоров, которые познакомят присутствующих с новинками из числа своих продуктов и решений.

- Что с точки зрения ICL-КПО BC сейчас является наибольшей угрозой для информационной безопасности? В последнее время много говорится о появлении вирусов, которые атакуют мобильные устройства - айфоны, планшетники.

- Поскольку мобильные устройства все чаще используются для хранения и получения информации, хакеры не заставили себя ждать. Помимо этого, дополнительные требования к системе безопасности вносят "облачные" вычисления. Особенность "облачных" вычислений заключается в том, что и вычислительная среда, и программное обеспечение одновременно используются многими. С одной стороны, это очень удобно, сокращает расходы на IT: не надо содержать штат IT-специалистов, покупать лицензии. С другой - возрастает опасность утечки информации. То есть задача состоит в том, чтобы закрытые данные, которыми пользуется та или иная компания, не стали доступны многим. Даже на Западе, где информационные технологии применяются более широко, пока существуют лишь частные "облака", которые используются внутри одной корпорации. Тем не менее движение в сторону общего "облака", хотят этого или нет разработчики прикладного ПО, уже началось. И, очевидно, 2-3 июня мы услышим от вендоров о новых решениях, направленных на обеспечение безопасности при работе в "облаке".

- Сейчас ICL-КПО BC - крупнейшее предприятие республики, работающее в области IT. Возможно ли появление в Татарстане новых серьезных IT-компаний? Тем более что построен IT-парк, появился бизнес-инкубатор для стартапов в области информационных технологий.

- Любое внимание государства и общества к IT-технологиям - это большой плюс. Для нашего предприятия он состоит еще и в том, что появление IT-парка, бизнес-инкубатора и других подобных начинаний улучшает структуру рынка труда. Со временем нам придется меньше вкладывать в подготовку специалистов, поскольку это сделает та инфраструктура, которую создает государство. Однако вероятность того, что кто-то из местных игроков выйдет в крупные компании, чрезвычайно мала. На зрелость и конкурентоспособность предприятий влияет уровень рынка, влияют успехи за рубежом. Получать заказы - это очень непросто. Но тренд на развитие IT, существующий в Татарстане, должен помочь нам реализовать поставленные цели. Так, к 2015-17 годам мы рассчитываем увеличить объем реализации до $1 млрд., а число работников - до 3-5 тыс. человек с 1,5 тыс. на настоящий момент.
7
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии