Время и Деньги
15.08.2011 Общество

Завеса тайны

История - дама капризная и ревниво оберегает свои тайны.

25 мая (15 мая по старому стилю) 1591 года - один из самых трагических дней в российской истории. И дело не только в том, что это дата гибели в Угличе наследника московского престола царевича Дмитрия, гибели, как сказали бы в наш лаконичный век, при невыясненных обстоятельствах. Обстоятельства, похоже, останутся таковыми навсегда, если ученые вдруг не сделают какую-нибудь сенсационную находку вроде обнаружения первых записей следственного дела, которые считаются утерянными. Считается, что среди этих документов находится донесение, присланное из Углича в Москву сразу после трагедии, а, значит, в нем может содержаться ответ на интересующий многих вопрос - ребенок, страдавший эпилепсией и настигнутый приступом во время игры в ножички, смертельно поранился сам или все-таки произошло убийство?

Но какой бы ни была истина, последствия смерти этого мальчика оказались еще более страшными, чем сама смерть. Его гибель стала миной замедленного действия, которая взорвалась через четырнадцать лет после того, как Дмитрий был погребен, и спровоцировала не только преждевременную кончину царя Бориса Годунова, убийство его жены и сына, воцарение беглого монаха Григория Отрепьева, но и разрушительную многолетнюю гражданскую войну. Осторожные, но своевременные реформы Годунова, шаг за шагом приближающие Россию к Европе, были прерваны, и страна, как Спящая красавица, почти на сто лет погрузилась в сон, прерванный лишь Петром Первым. Грустно, но эта ситуация повторяется у нас постоянно - меняются лишь декорации. Первая мировая война, ставшая одной из причин катастрофы 1917 года, тоже началась в тот момент, когда Россия шла вперед семимильными шагами.

Но вернемся более чем на пятьсот лет назад. Николай Михайлович Карамзин утверждал, что Дмитрия убили по приказу правителя Годунова, который, несмотря на наличие царя Федора Иоанновича, был фактическим главой государства. Будучи представителем сентиментального направления в литературе, Карамзин писал красиво, эмоционально, но в данном случае абсолютно бездоказательно. "Алчный властолюбец видел между собою и престолом одного младенца безоружного, как алчный лев видит агнца!.. Гибель Димитриева была неизбежна!", - восклицал он. При этом почему-то не принимается в расчет, что царь Федор был еще молод, женат и у него вполне могли появиться наследники. Кроме того, права маленького царевича на русский трон были не бесспорны: он был сыном Ивана Грозного от его последней, шестой жены, а православным, как известно, разрешается жениться лишь три раза. В глазах значительной части российского общества Дмитрий был незаконным ребенком.

Именно на эти обстоятельства и указывают современные историки, большинство которых склонно принять версию о несчастном случае. Тем более что самое простое и естественное объяснение зачастую оказывается и самым правильным. Впрочем, есть и третья версия - об убийстве, но совершенном кем-то не имеющим отношения к правителю Годунову. Например, конкурирующей боярской группировкой, а таковые были, это исторический факт.

Размышления на эту тему будоражат ум и воображение, но следует признать: все три версии остаются занятными предположениями. Удастся ли когда-нибудь отодвинуть завесу этой многовековой тайны?
4
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии