Нефтяники диктуют свою волю правительству?! Крупные нефтяные компании пытаются определять политику государства - к такому выводу пришло руководство Федеральной антимонопольной службы, проанализировав ситуацию на внутреннем рынке моторных топлив
18.11.2011 Экономика

Нефтяники диктуют свою волю правительству?! Крупные нефтяные компании пытаются определять политику государства - к такому выводу пришло руководство Федеральной антимонопольной службы, проанализировав ситуацию на внутреннем рынке моторных топлив

Весной этого года в России, занимающей прочные позиции в качестве поставщика сырья на мировом рынке нефти, возник ряд предпосылок к началу бензинового кризиса. Эксперты полагают, что основной причиной сложившейся ситуации стало столкновение интересов государства и крупных нефтяных компаний. В настоящее время дефицит топлива ощущается во многих регионах страны. Росстат еженедельно фиксирует рост цен на бензин.

Кризис рукотворный?

В конце мая руководитель Федеральной антимонопольной службы России Игорь Артемьев выступил с резким заявлением, критикуя действия крупных нефтяных предприятий. "Это рукотворный кризис, виноваты в этом нефтяные компании, прежде всего большие нефтяные компании. Но этот кризис не был вполне ожидаем. Я не думал, что они посмеют это сделать в такой форме. Думаю, что основная причина заключается в том, что нефтяные компании решили проучить правительство: если оно будет каким-то образом от имени государства регулировать цены, то станут появляться подобные дефициты, создаваемые компаниями совершенно умышленно", - отметил глава ФАС.

Напомним, что начиная с весны этого года в стране наблюдается дефицит топлива - и это при общем росте объемов нефтедобычи. Так, по данным International Energy Agency, суммарное производство нефти в России в апреле 2011 года возросло на 50 кб/д - до 10,56 мб/д, что является самым высоким уровнем производства за месяц с октября 2010 года и рекордным уровнем за всю постсоветскую эпоху. Суммарное производство нефти в России составило в среднем 10,45 мб/д в 2010 г., ожидается, что оно возрастет до 10,52 мб/д в 2011 году.

Эксперты полагают, что в сегменте добычи и переработки нефти ряд вопросов уже давно из области экономики плавно перетек в плоскость политики. Противостояние государства и нефтяных компаний достигло своего апогея в марте-апреле этого года. Тогда на государственную политику, направленную на сдерживание внутренних цен на бензин на фоне роста мировых цен на нефть, и ужесточение экологических требований (переход на топливо "Евро-3" и запрет "Евро-2"), нефтяные компании отреагировали увеличением экспорта нефтепродуктов на 67% . В ответ на этот шаг с мая 2011 года с целью ограничения экспорта правительство страны повысило экспортные пошлины на топливо до 90% от пошлины на нефть.

К сожалению, данные заградительные меры к стабилизации рынка не привели. Росстат еженедельно фиксирует рост стоимости бензина в стране примерно на 0,6-0,7%. Так, за период с 30 мая по 6 июня цены на бензин автомобильный выросли на 0,7%, на дизельное топливо - на 0,3%. Всего с начала года стоимость бензина в России увеличилась на 9,3%.

Совсем пессимистичной до недавнего времени была ситуация на оптовом топливном рынке: по данным ИАЦ "Кортес", с 22 апреля по 6 мая произошел резкий скачок цен, который составил порядка 6%. Биржевые цены за аналогичный период увеличились примерно на 10%. Это привело к парадоксальной ситуации, когда с начала мая оптовые и биржевые цены стали опережать розничные. Возникает логичный вопрос: кому в такой ситуации нужно было покупать топливо по цене, превышающей стоимость бензина в рознице? Независимым АЗС. Если не принимать во внимание население страны, сложившиеся обстоятельства ударили по ним сильнее всего. Реалии таковы, что спрос на бензин со стороны розничных продавцов значительно превышает предложение. Некоторые крупные нефтяные компании, в том числе "Роснефть" и "Газпром нефть", отказывались отгружать топливо частным операторам, ограничиваясь отпуском нефтепродуктов только на свои АЗС. Многие ВИНК (вертикально интегрированные компании) существенно увеличили оптовые цены. Это привело к значительной разнице в стоимости бензина, отгружаемого независимыми АЗС и автозаправками ВИНК, которые имеют резервы для установления розничных цен на топливо ниже оптовых. В результате такой неконкурентной борьбы ряд независимых АЗС страны был вынужден приостановить свою деятельность. И хотя на сегодняшний день наметились тенденции стабилизации (за последнюю неделю Индекс отпускных цен российских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) на автобензин, рассчитанный ИАЦ "Кортес", снизился на 0,79%), ситуация в целом остается сложной.

ВИНК апеллируют к сокращению объемов производства, вызванного чередой плановых ремонтов на некоторых своих НПЗ, а также уповают на решение правительства вернуть на российский рынок некогда запрещенное к реализации на нем топливо стандарта "Евро-2". Обещанную модернизацию производства провели далеко не все, вот и приходится гнать низкокачественный бензин в страны, где он разрешен, оставляя ни с чем своего отечественного потребителя. Отсюда и дефицит, и высокие цены.

Но у главы ФАС свой взгляд на сложившуюся ситуацию: "Нефтяные компании создали кризис, когда к этому не было никаких причин. Они перестали поставлять нефть независимым производителям - тем, которые не входят в большие вертикально интегрированные компании. Здесь они преследуют цель - выдавить их из бизнеса".

По словам Артемьева, во многих регионах страны были выявлены ценовые сговоры. В связи с этим ФАС России намерена действовать по широкому спектру направлений - Административному и Уголовному кодексам, применять к нарушителям крупные оборотные штрафы. Федеральной антимонопольной службой уже возбуждено 52 дела по фактам завышения цен на бензин и нефтепродукты в российских регионах. "Почему-то компании решили, что они могут себе позволить принимать такие абсолютно дискриминационные по отношению к российскому населению решения и что они останутся безнаказанными. Не останутся - точно могу сказать", - заверил Игорь Артемьев.

Чередой проверок прошлась ФАС и по нефтяным предприятиям Татарстана. В результате Татарстанским УФАС России было возбуждено два дела. Первое - в отношении ОАО "ТАИФ-НК", которое, имея признаки доминирования на оптовом татарстанском рынке нефтепродуктов, подозревается в необоснованном завышении цен на свою продукцию, что в конечном итоге, по мнению Татарстанского УФАС России, привело к росту цен на бензин и дизельное топливо на АЗС Татарстана. Второе - в отношении основных продавцов бензина в республике, ООО "Татнефть-АЗС Центр", ОАО "ХК "Татнефтепродукт" и ООО "Карсар". Компании подозреваются в установлении и поддержании экономически необоснованной цены на моторное топливо. По данным Татарстанского УФАС России, она превышала расценки других компаний, находящихся в близлежащих к республике регионах. Интересно, что выявленные факты имели место в период по февраль 2011 года. Так, может, прав Игорь Артемьев, громко заявляя о том, что топливный кризис в России рукотворный? В отношении татарстанских нефтяных компаний выводы можно будет делать уже в июне, после окончания рассмотрения их дел.

Бензиновый кризис в нефтяной республике

Комментируя ситуацию на республиканском рынке нефтепродуктов, начальник отдела добычи нефти и газа Министерства энергетики РТ Лилия Рахимзянова отметила: "Так называемый "бензиновый" кризис нашей республики не коснулся в том плане, что в Татарстане не наблюдается дефицита в автомобильных бензинах. Во многом благодаря собственным нефтеперерабатывающим мощностям".

Другого мнения придерживается Ирек Сулейманов президент Ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ. По его словам, сегодня во всех регионах России отмечается дефицит нефтепродуктов, особенно бензина марки Аи-92, и Татарстан в этом отношении - не исключение. Разница лишь в том, что делают представители государственной власти для решения этой проблемы на местах.

"На днях я вернулся с заседания Российского топливного союза, которое проходило в Санкт-Петербурге, - рассказывает И.Сулейманов. - Коллеги из других регионов сетуют, что чиновники с ними не считаются, на них не обращают внимания. Представьте, насколько критично положение Забайкалья, если оно вынуждено завозить бензин из Китая. Это позор для нашей страны! У нас, к счастью, ситуация другая. Еще два месяца назад мы написали письмо Президенту Татарстана. Он сразу же на него отреагировал, дав указание ОАО "ТАИФ-НК" целенаправленно выделить объемы нефтепродуктов под коммерческие заправки в мае и в июне. НПЗ пошел нам на встречу, собирал с независимых АЗС заявки, стараясь снабдить их Аи-92 и дизельным топливом насколько это было возможно. Но, к сожалению, он физически не может обеспечить всю потребность республики в нефтепродуктах. Независимые АЗС, а их доля на рынке составляет порядка 50%, вынуждены частично закупаться на стороне, в том числе в Башкирии. Уфимский НПЗ отпускает бензин по 24,5 рубля за литр. Минимум 3 рубля на литр бензина составляют затраты на его транспортировку. Сегодня коммерческие заправки стали заложниками ситуации, когда они вынуждены устанавливать розничную цену из расчета более дешевых оптовых цен ОАО "ТАИФ-НК" и при этом дополнительно закупать дорогой бензин в Уфе, работая практически себе в убыток. В обстоятельствах, когда товара нет, оптовая цена на него слишком высокая, а розничная сдерживается государством, многие независимые АЗС задаются вопросом, как выжить. Мы надеемся, что второе полугодие будет более стабильным". Ирек Сулейманов считает, что ситуацию можно кардинально переломить: все зависит от действий Правительства России. Если оно временно разрешит продажу бензина класса "Евро-2" на внутреннем рынке, то его будет достаточно для всех, цена на него стабилизируется. В противном случае положение на рынке нефтепродуктов будет усугубляться с каждым днем.

Такой же позиции придерживается и Министерство энергетики России, которое предложило продлить сроки оборота в России автобензина и дизельного топлива класса 2. По словам Л. Рахимзяновой, с 1 января 2011 года российские нефтеперерабатывающие заводы обязаны были перейти на производство бензина стандарта класса 2, но, несмотря на принятое в 2008 году решение, не все нефтяные компании успели модернизировать производство. В результате часть нефтеперерабатывающих заводов продолжают производство бензинов по устаревшим технологиям и сбывают в непривередливые в плане экологических стандартов страны. Это стало одной из причин напряженности на рынке нефтепродуктов.

Измеряя напряженность в конкретных цифрах, логично будет привести статистику роста цен. Так, 6 июня 2011 года Татарстанстатом были зафиксированы следующие средние расценки на топливо в Казани: цена на бензин марки А-76 составила 23,29 рубля; АИ-93,92 - 24,98 рубля; АИ-95 - 26,66 рубля; ДТ - 24,24 рубля. Несмотря на то, что средние цены на топливо в республиканской столице несколько ниже, чем в целом по Приволжскому федеральному округу, тем не менее последнюю неделю они лидируют по темпам своего роста. Так, стоимость бензина марок АИ-93,92 увеличилась на 3,1%, АИ-95 - на 2,3%. Общее повышение цен с начала года, соответственно, составило 12,8% и 9,7%.

Первыми на себе рост цен на топливо в Татарстане почувствовали грузоперевозчики. Это произошло еще до начала кризиса (напомним, что дела об установлении экономически необоснованных цен на топливо, возбужденные Татарстанским УФАС России против крупных нефтяных предприятий республики, будут рассмотрены уже в этом месяце).

И.о. председателя комитета по транспорту Логистической ассоциации Татарстана Сергей Сотников, рассуждая с позиции предпринимателя, выражает свой взгляд на сложившуюся ситуацию: "Топливный кризис в стране еще раз доказал, что наша нефтеперерабатывающая промышленность не конкурентоспособна. Для нее характерно неэффективное управление. Количество топлива, вырабатываемого из тонны нефти в России, меньше, чем в развитых странах.

Сколько лет уже все говорят о том, что нефтеперерабатывающая промышленность страны нуждается в модернизации. Тем не менее даже с учетом полученных нефтяниками государственных дотаций, современных нефтеперерабатывающих заводов, отвечающих требованиям нового времени, построено не было. Разве что ОАО "ТАНЕКО", запуск которого с нетерпением ждут в Татарстане. А пока самое простое для наших монополий - это повышение цен, которое грузоперевозчики ощутили первыми начиная с ноября прошлого года когда без видимых причин, расценки на дизельное топливо резко возросли с 17 до 24 рублей. Далее арифметика проста: чем дороже топливо, тем дороже грузоперевозки. По причине роста цен на дизельное топливо с осени 2010 года расценки грузоперевозчиков повысились в среднем на 10-15%. Цена доставки груза растет последние два месяца на 0,5-1% в неделю. Конечно же это способствует повышению цен на конечные товары и услуги, производимые нашими клиентами. Мы попали в ситуацию, когда с одной стороны на нас давят увеличивающиеся с каждой неделей расходы на топливо, с другой - заказчики, не готовые к бесконечному повышению цен на свою продукцию".

Выход, вроде, есть. И не один…

Российский нефтяной рынок олигополен: более 90% нефти страны добывается вертикально интегрированными нефтяными компаниями. К примеру, если в США на независимые нефтяные предприятия приходится более 30% всей добычи нефти, в Канаде - порядка 40%, то в России, по разным оценкам, всего от 4 до 10%. Отсутствие здоровой конкуренции способствует росту маржи переработки, а нефтеперерабатывающие заводы в такой ситуации не стремятся к повышению ее эффективности. И нужно признать, что государство само создало все предпосылки к этому, в том числе донельзя усложнив процесс вхождения в данный сектор (имеются в виду условия получения лицензии и участия в конкурсе на право пользования недрами, доступ к нефтеперерабатывающим мощностям). По мнению Артемьева, очень часто сами государственные чиновники препятствуют выходу новых компаний на рынки. Все по-прежнему крутится вокруг одной и той же четверки-пятерки компаний, которые привыкли к тому, что они являются "властителями" наших дум, привыкли, что они определяют в какой-то степени и политику в нашей стране.

В настоящее время чиновники рассматривают несколько вариантов стабилизации сложившейся ситуации. Один из них - выделение отдельного НПЗ для независимых производителей - предложило Минэкономразвития. Строительство нового или выведение из вертикально интегрированных компаний уже готового НПЗ, покупающего нефть у мелких нефтедобывающих предприятий наравне с крупными, поможет, по мнению чиновников, сделать первый шаг к созданию здоровой конкурентной среды в этом сегменте рынка. Только вот строительство нового НПЗ обойдется государству слишком дорого, а лишних мощностей, по словам нефтяников, у них нет. "В России не хватает мощностей, у нас они забиты. У нас нет лишнего НПЗ. Все они нам нужны, мы их модернизируем и используем", - рассказал "Известиям" пресс-секретарь "Лукойла" Дмитрий Долгов. Что ж, есть еще и третий вариант решения вопроса - строительство нового НПЗ на долевой основе. К слову сказать, в Татарстане нехватку нефтепродуктов призван нивелировать строящийся при поддержке Президента РТ Комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в Нижнекамске - ОАО "ТАНЕКО".

А пока российские "государственные умы" решают сложную задачу, независимые аналитики недоумевают: под чью нефть создавать завод, если доля малых компаний на нефтяном рынке страны резко сократилась? Так, по мнению директора по развитию и маркетингу ИАЦ "Кортес" Павла Строкова, идея выделения специального НПЗ для независимых производителей искусственная, а эффекты - теоретические. К увеличению количества нефтепродуктов на рынке она не приведет, а значит, и на ситуацию с ценами на нефтепродукты сильно не повлияет.

Возможно, исходя из этого самый приемлемый вариант регулирования топливного рынка предлагает ФАС России: обязать крупные нефтеперерабатывающие заводы предоставлять независимым производителям гарантированный доступ к своим мощностям согласно определенным квотам. Пока обсуждается объем квоты порядка 15% от мощностей НПЗ.

Наравне с этой инициативой ведомство предложило еще несколько рычагов регулирования топливного рынка. Один из них - частичное отделение розницы от вертикально интегрированных компаний путем ограничения развития сетей АЗС ВИНК, если их доля на региональном рынке превышает 35-50% (в зависимости от конкретного региона).

Другая инициатива ФАС России лежит в области налоговой политики. Ведомство предлагает уменьшение налоговой нагрузки для потребителей автомобильного топлива в период повышения мировых цен на нефть свыше 90 долларов за баррель за счет снижения размера ставок акцизов, установленных на автомобильный бензин и дизельное топливо. "Эти меры налоговой политики нужны, чтобы, обнаружив резкий рост розничных цен на бензин и возмущение населения, мы не сказали: а что же мы до этого ничего не делали, набивая деньгами бюджет (что хорошо и правильно), но при этом забыли про автомобилистов", - пояснил глава ФАС России Игорь Артемьева.

Вместе с тем некоторые эксперты сомневаются в том, что данная инициатива будет одобрена правительством, полагая, что государство навряд ли, даже в угоду своего населения, откажется от дополнительного потока "нефтяных денег" в бюджет. Принимая во внимание, что российский бюджет уже традиционно зависит от нефтяной отрасли, эксперты считают, что государство едва ли пойдет на стабилизацию внутренних цен на бензин путем уменьшения налогового бремени нефтяных компаний.

Мнение большинства

Пока государство ищет решения, как удержать инфляцию в пределах официального прогноза на год, пострадавшие от топливного кризиса россияне пытаются ответить на извечный русский вопрос: кто виноват?

На днях Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал данные о том, чем россияне объясняют рост цен на бензин и как оценивают меры, предпринятые правительством для стабилизации этой ситуации. Главный вывод опроса: подорожание бензина соотечественники, в первую очередь, связывают с неуемными аппетитами нефтяных магнатов. Об этом заявили 21% респондентов. 12% опрошенных допускают наличие сговора между крупнейшими нефтяными предприятиями.

По мнению россиян, самой результативной мерой из тех, что были приняты правительством для стабилизации ситуации, является проверка нефтяных компаний на предмет сговора (65% респондентов признали этот шаг результативным). На втором месте - введение запрета продажи нефти на бирже аффилированным структурам (59%). А вот к идее повышения экспортных пошлин на бензин сограждане отнеслись более скептически. Эту правительственную меру поддержали только 47% респондентов.

И все же есть повод для оптимизма: лишь 1% опрошенных россиян назвал основной причиной топливного кризиса "беспредел в стране".
6
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии