Время и Деньги
14.09.2011 Общество

Территория свободы

За двенадцать лет число россиян, умеющих обращаться с компьютером, увеличилось почти в три раза.

Если в 1998 году, когда был организован первый опрос, этим навыком обладали 19% наших соотечественников, то сейчас уже 53%, сообщили социологи Левада-Центра. Событие не менее знаковое, чем глобальный исход москвичей из общих ульев в личные гнезда, о котором не без юмора говорил герой "Покровских ворот". Сами того не заметив, мы оказались в новой эпохе цифровых технологий, перед возможностями которых бледнеют многие достижения индустриального XX века. В первую очередь они необычайно ускорили коммуникации и повысили уровень сервиса, что изменило не только темп жизни, но и само представление о ней. Чтобы узнать, как дела у человека, живущего в другом городе или за границей, не нужно писать рукописное письмо, идти на почту, опускать конверт в почтовый ящик, а потом несколько дней или даже недель ждать ответа. Электронная почта, "аська", социальные сети позволяют за день обмениваться десятками сообщений, и неважно, какое расстояние разделяет собеседников, - несколько улиц или тысячи километров.

Интернет дает нам возможность не только за считанные секунды преодолевать границы, но и смотреть любимые фильмы, слушать музыку, узнавать новости, не дожидаясь этих милостей от телевидения и радио. В глобальной сети можно делать покупки, оплачивать коммунальные услуги, управлять своим банковским счетом. Впрочем, это мелочи на фоне того, что многим он помогает найти свою "вторую половинку" и обзавестись друзьями по интересам. "Всемирная паутина" разрушает психологические барьеры в общении: люди меньше стесняются, больше говорят, быстрее переходят на "ты". В общем, если бы еще пару-тройку десятилетий назад кто-нибудь пообещал человечеству такое, ему посоветовали бы заняться научной фантастикой. Однако постиндустриальная эпоха обрушилась на нас неожиданно, как тайфун.

При ближайшем рассмотрении оказалось, что цифровые технологии могут изменить и социальную, и политическую структуру общества. Новости производят не столько журналисты, которых можно контролировать, сколько блогеры, то есть обычные граждане. Показательно, что первые репортажи о чудовищном теракте в "Домодедово" были показаны не телеканалами, а сняты на камеры мобильных телефонов случайными свидетелями трагедии и размещены в Интернете. К слову, исследование Левада-Центра показало, что пользоваться видеокамерой сейчас могут 40% россиян (в 1998 году таких было 21%).

Конечно, как и всякое явление, повсеместное распространение Интернета имеет свою темную сторону. К обычным жуликам и бандитам добавилась организованная киберпреступность, которая нередко состоит на службе у крупных корпораций и даже государств. Эта угроза настолько серьезна, что Соединенные Штаты предупредили: на кибервойну они готовы ответить военной мощью. Не брезгуют глобальной сетью и экстремисты всех мастей, вербующие сторонников на разнообразных сайтах. Однако это не может быть поводом для ограничения свободы Интернета. Законопослушные граждане не должны сталкиваться с проблемами из-за того, что в мире существуют хакеры. С экстремистами и жуликами пусть разбираются правоохранительные органы, а все остальные должны наслаждаться свободой общения и не думать о том, что этому может прийти конец.
1
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии