Время и Деньги
15.10.2011 Культура

Таганка, за что сгубила ты его?

Юрий Любимов уходит из Театра на Таганке - такова сенсационная новость минувших выходных. Причина ухода является пошлой до предела - деньги.

Что такое Театр на Таганке, знают даже люди нетеатральные. Причем не только в России. Таганка - это такое же культовое место, как Третьяковка и Красная площадь. Быть в Москве и не побывать в Театре на Таганке, разве возможно такое? Слава Богу, популярность ее никогда не была преувеличенной. Даже сейчас, когда театров в Москве, пожалуй, уже с сотню, на Таганке хронические аншлаги. Публика знает - основная фишка этого театра то, что он - резко выраженный авторский. Режиссерский.

Театр на Таганке за свою историю, берущую начало в 1964 году, претерпел многое. Жесточайшую цензуру, закрытие спектаклей, запреты на выезд за границу. Юрий Петрович Любимов, девяносточетырехлетний мэтр, многие годы находился в опале. В 1984 году его лишили советского гражданства, и он не мог въехать в страну до 1989 года. Пока его не было, на Таганку в приказном порядке назначили Анатолия Эфроса, от которого из-за этого отвернулись многие - "почему пришел на "живое" место, почему согласился?" Как будто отказ Эфроса от кресла главрежа что-то изменил… Актеры, верные ученики Любимова, тогда бунтовали против него, иногда даже теряя чувство меры, например, исчеркали фломастерами дорогущую дубленку режиссера. Все это потом показал в своем фильме "Сукины дети" Леонид Филатов. Романтик Эфрос пробыл на Таганке не долго - сердце остановилось. В 1989 году, когда началась перестройка, Любимов вернулся в страну и триумфально вошел в здание родного театра. Актеры отнеслись к нему с нежностью. Автор этих строк тому свидетель: мы, студенты театрального института, временами посещали репетиции Любимова. Юрий Петрович вообще - человек открытый и любит, когда в зале на его репетициях, которые можно назвать мастер-классами, кто-то присутствует. Любимов тогда репетировал "Маленькие трагедии" Пушкина, а сидящий в зале Николай Губенко все время смотрел на часы, дабы не пропустить время, когда мэтр должен прервать работу и выпить бульон. Губенко так и сидел в зале с огромным термосом. Ныне на репетициях Любимова его ученики, ни одного из которых он ни разу не предал, хотя его активно прессовали, делят деньги.

А ведь прошло всего двадцать с небольшим лет. Спектакли Театра на Таганке давно уже никто не запрещает и нет цензуры, мэтр, несмотря на преклонный возраст, находится в здравом уме и твердой памяти, в театре стабильность, есть работа и аншлаги. Но вот все уперлось в какие-то деньги, в Чехии недоплатили гонорар, и актеры потребовали его прямо на репетиции. Гонорар вообще-то платится после выполнения работы, а не до, но это так, реплика в сторону. Серебреники, то есть, простите, кроны, труппе выдали, и Любимов тут же заявил, что из театра уходит. Думаю, все понимают, что дело не в этих паре сотен крон, а в том, что Театр на Таганке вот-вот станет автономным учреждением культуры и сам сможет распоряжаться деньгами, которые заработал. А идеалист-шестидесятник Любимов все еще не понимает, ЧТО правит миром. Так что, полагаю, в недрах театра уже известно имя восприемника, кажется, даже догадываюсь, кто им может стать из учеников Любимова, из тех, кто в эти дни появлялся в кадре, но скромно не дает интервью, дожидаясь своего часа. Уж он-то сможет провозгласить новую экономическую политику коллектива.

То, что в свое время не сумело сделать КГБ, коммунистический строй, злобные критики и иже с ними - подрыв Таганки изнутри - произошло как-то буднично и опять-таки пошло. Кухонный скандал из-за денег… Любовная лодка разбилась о быт… Какой это все-таки моветон.
2
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии