Время и Деньги
12.10.2011 Общество

Эхо норвежской трагедии

Ведущей темой европейских СМИ стала на наделе трагедия в Норвегии - взрыв в правительственном квартале в Осло, унесший жизни 8 человек, и расстрел 32-летним арийского типа норвежцем Андерсом Брейвиком около 80 участников молодежного лагеря на острове Утойя. Примечательно, что в последние дни стержень дискуссии сместился от собственно преступления к обсуждению размещенного в Сети идеологического "манифеста" Брейвика.

"В определенном смысле "норвежский стрелок"… достиг того, чего хотел, - признает в связи с этим автор статьи в Sueddeutsche Zeitung Курт Кистер, - сегодня комментаторы, аналитики и блогеры по всему миру заняты интерпретацией манифеста норвежского террориста. "Как будто речь идет о фундаментальном труде, толкование которого позволит пролить свет если на истоки бесчеловечности Брейвика, то по крайней мере на параллельный мир, из которого он вышел на свет", - продолжает автор. Чтение и трактовка текста неминуемо привели к дебатам, прежде всего на тему "благодатной почвы".

Требования сделать процесс и все, что с ним связано, закрытыми, объясняется желанием не дать преступнику того, чего он хочет, стремлением как можно быстрее похоронить память о его деяниях. Однако, констатирует автор, сделать это невозможно. "Свобода интернета настолько безгранична, что все соображения морали выглядят ничтожными. Не случайно, - замечает комментатор, - заключенный попросил в камеру не сигарет или лучшей еды, как это обычно бывает в обмен на обещание сотрудничать, а компьютер".

"Исламизация" Норвегии

Обличать упадок нации из-за притока иммигрантов, отрицать исламизм, защищать Израиль или проповедовать консервативно-христианские ценности - это не то же самое, что стрелять в беззащитных подростков или минировать автомобиль, однако идеология, которой руководствовался Андерс Брейвик, присутствует в европейском дискурсе на вполне законных основаниях, пишет испанская La Vanguardia.

Книги об "исламизации" Норвегии предлагают традиционный антимусульманский набор, ничем не отличающийся от того, что можно найти на всем пространстве от Лиссабона до Москвы. Одна из этих книг - "Тревога. Размышления о культуре в кризисе" Ханны Набинту Харланд - предупреждает об опасности "исламизации" Норвегии, страны, где всего 4% жителей имеют мусульманские культурные корни, из них примерно половина нерелигиозны. Харланд обличает "гламурный прогресс" и "добрячество", пишет о противодействии политкорректности во имя вульгарных идей расистского и ксенофобского толка.

"Отсутствие элементарного уважения, невежественная грубость и нравственное хулиганство триумфально шествуют сегодня по Европе, которая, похоже, возвращается в 1930-е годы, бросая вызов логике и чувству меры, - убежден корреспондент Рафаэль Поч. - Партия прогресса, оказавшаяся сегодня в центре внимания, рассматривается не как проблема, а как норма. Зародившись как маргинальная, сегодня она является второй политической силой в стране, не будучи радикальнее своих шведских, датских, финских или голландских аналогов. Норвежский мясник Андерс Беринг Брейвик был членом молодежного отделения партии незадолго до того, как начал разрабатывать свой преступный план. Партия прогресса - это не Брейвик, но убийца является продуктом среды, которую Европа уже признала в качестве респектабельной, симпатичной и смелой", - резюмирует автор.

Где Брейвик и где Путин?

Трудно сказать, что побудило Брейвика в своих интернет-записях поставить на одну доску и причислить к уважаемым им людям таких разных персонажей, как Папа Римский Бенедикт XVI и российский премьер-министр Владимир Путин, но факт есть факт, и на него не преминул обратить внимание ряд западных СМИ. Примечательно, что этот акцент подхватили и некоторые российские СМИ, в частности, "Коммерсант" и "Аргументы и факты". Что же - борьба идет на всех фронтах, и странно было бы, если бы противники ВВП прошли мимо возможности увязать его имя с именем новоявленного террориста и антиисламиста.

Между тем Брейвик указал российского премьера и Папу всего лишь как людей, с которыми он хотел бы познакомиться. Что до Путина, то он выглядит в глазах Брейвика как "похоже, справедливый и решительный лидер, достойный уважения…" При этом Брейвик отмечает, что "в настоящий момент не уверен, является ли он (Путин) для нас потенциально лучшим другом или злейшим врагом". "Он трудно поддается психоанализу, - пишет Брейвик. - Я бы не хотел быть его врагом, это точно". Комплимент, однако.
0
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии