"Эти хитрые татары... борются за АЭС"
19.10.2011 Общество

"Эти хитрые татары... борются за АЭС"

Фото
Коллаж Дмитрия Савосина
Жителям Татарстана, которые только-только отбились от навязываемого им проекта строительства АЭС в Камских Полянах, угрожает новая опасность: их соседи из Ульяновской области собираются на площадке НИИ атомных реакторов построить опытно-промышленный энергоблок с реакторной установкой СВБР-100 (на быстрых нейтронах со свинцово-висмутовым теплоносителем).

Заказчиком строительства АЭС выступает компания ОАО "АКМЭ инжиниринг", акционерами которой являются ГК "Росатом" и принадлежащее Олегу Дерипаске ООО "Евросибэнерго". Одна надежда: сейсмологический мониторинг продлится не менее двух лет, значит, есть еще время, чтобы попытаться избавиться от опасного соседства.

Активисты Антиядерного общества Татарстана организовали антиядерный марш, отправившись на общественные слушания по поводу строительства энергоблока в Димитровград. Там они услышали удивительную версию, объясняющую причины их активности: оказывается, они борются за право построить эту атомную станцию в своей республике. Об этом во время общественных слушаний заявил депутат Законодательного собрания Ульяновской области, представитель городской организации коммунистов Габдулхак Мурзаханов: "Единственная страна, которая после Фукусимы отказалась от строительства атомных электростанций, - это Германия. Но мне почему-то кажется, что немцы - народ очень хитрый, как и татары. Поэтому они через три-четыре года наверняка скажут, что это была шутка...".

Его поддержал Павел Лупоносов, представитель группы строительных предприятий: "Такая мощная делегация из Татарстана приехала не просто так. Вы забыли, что в 80-х годах две площадки - Димитровград Ульяновской области и Татарстан - боролись за новый реактор. Это забылось за 20 лет. Видимо, снова всплыло". В свою очередь вспомним, что интерес тех, кому АЭС строить, также "всплывает" достаточно зримо.

В общественных слушаниях приняли участие 512 человек, как заявляют наши "антиядерщики", большинство из них - лица, кровно заинтересованные, сотрудники димитровградского НИИАРа. Генеральный директор НИИАРа Владимир Троянов в своем выступлении признался, что без этого проекта миссию НИИАРа можно считать выполненной, поскольку уже несколько лет назад вставал вопрос о закрытии института. Ну а новый проект обеспечивает его сотрудников работой еще на 40-50 лет.

Главный инженер проекта Юрий Петров сообщил о практически абсолютной безопасности проектируемой модульной АЭС четвертого поколения, в будущем планирующейся к тиражированию. Даже при полном масштабном выбросе, по его словам, за пределами станции никаких последствий для населения и окружающей среды не возникнет.

Максим Ойзерман, заместитель генерального директора по науке генпроектировщика ООО "Энергопроекттехнологии" (исполнителя проекта), обосновывая выбор площадки под атомную станцию, заявил о том, что Черемшанского разлома не существует. Таким образом, опасения общественных организаций в связи с планами размещения АЭС на тектоническом разломе беспочвенны.

Из выступлений специалистов было очевидно, насколько этот проект важен для корпорации. Он даст возможность организовывать малые и средние атомные комплексы, которые смогут применяться в районах с небольшим объемом потребления и существующими сетевыми ограничениями. По данным "Росатома", подобные энергоблоки можно будет строить в разных климатических условиях. При этом предполагается применять модульный принцип сборки самой АЭС: моноблок реактора и основные модули будут собираться в заводских условиях; их компоненты - перевозиться по железной дороге и монтироваться на месте. Также данный проект энергоблока планируется использовать для реновации действующих АЭС с реакторами ВВЭР-440. Реакторная установка СВБР-100 будет устанавливаться на место демонтируемых парогенераторов, без изменения остальной инфраструктуры атомной станции. А это продлит срок эксплуатации АЭС на десятки лет.

Практически все выступавшие, местные и региональные чиновники, медики, представители профсоюзных организаций, "Союза женщин России", общественной палаты города, военных, одобряли планы по строительству АЭС. По их мнению, наркомания и алкоголизм среди молодежи Димитровграда, которыми грозит закрытие градообразующего предприятия, представляют большую угрозу.

А вот представители общественных организаций, "антиядерщики" и экологи, резко выступили против этого проекта.

По словам руководителя местной общественной организации "Центр содействия гражданским инициативам" Михаила Пискунова, население Димитровграда и без того страдает от НИИАРа, где действуют шесть реакторов: "К примеру, в 1997 году из-за разгерметизации топливных сборок в атмосферу в течение трех недель шел повышенный выброс йода-131, опасного для щитовидной железы. Площадка для размещения атомной станции выбрана крайне неудачно: АЭС будет находиться в зоне тектонического нарушения. Риск землетрясений в этом районе увеличивается в результате постоянных работ по закачке жидких радиоактивных отходов в подземные горизонты на действующем полигоне НИИАРа и одновременной откачки воды из расположенных поблизости артезианских скважин".

Его поддержал руководитель экологического центра "Беллона", капитан первого ранга в запасе, служивший на атомных подводных лодках и занимавшийся их утилизацией, Александр Никитин. На его взгляд, реакторы со свинцово-висмутовым теплоносителем опасны: "На ближайшие 60 лет на димитровградской атомной станции "запрограммированы" как минимум две крупные ядерные аварии. Все дело в том, что полоний, который образуется при облучении висмута, резко повышает активность теплоносителя. Именно поэтому даже при незначительной разгерметизации наступают серьезные радиационные последствия для людей и окружающей среды".

Кроме того, эксперты считают, что технология реакторов на быстрых нейтронах доказала свою экономическую несостоятельность. Так, эксперт "Беллоны" физик-ядерщик Андрей Ожаровский уверен: "Производство топлива и утилизация отходов реактора СВБР-100 - дорогостоящие процессы и потребуют немалых государственных дотаций". Он обратил внимание на отсутствие в материалах сценариев запроектных аварий (поскольку, как утверждается в документах, сценарии возможных аварий для такого типа реакторов не разработаны), сведений об имевших место авариях на атомных подводных лодках с реакторами со свинцово-висмутовым теплоносителем с гибелью экипажей, а также на отсутствие получивших научное подтверждение фактов повышенного уровня заболеваемости раком, особенно детской лейкемии, вблизи безаварийно работающих АЭС в Европе и США.

Альберт Гарапов сообщил "ВиД", что хотя дискуссии в полной мере не получилось, тем не менее важно уже то, что не принято никакого окончательного решения и обсуждение будет продолжено: "Понятно, что дискуссия на эту тему вообще затруднительна, поскольку очевидно, что на нынешнем уровне своего развития атомная энергетика не может гарантировать безопасность населения, так же, как и решить проблему с радиоактивными отходами. Ведь совершенно недопустимо превращать Россию в кладбище радиоактивных отходов: на этой земле еще жить нашим потомкам. А тогда о чем же спорить? Удовлетвориться доводом: "Будем надеяться, что ничего не случится"? А если случится, да еще на границе с Татарстаном. Что тогда будет с татарским народом, какое будущее его ждет?

Основной аргумент всех защитников проекта: он даст новые рабочие места. Только оправдают ли несколько сотен рабочих мест ужасные последствия возможных аварий?"

На сегодняшний день велика вероятность заполучить на границе республики атомную станцию. Но одних протестов мало. Димитровградцев страшит потеря градообразующего предприятия, и для них это действительно трагедия, которая состоится "здесь и сейчас", а не возможна в будущем. Вероятно, надо не только протестовать, но и помочь соседям организовать на их территории какое-то безопасное для нас производство.
12
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии