Евгений БОГАЧЕВ: "Самым трудным было время после распада Союза…"
26.10.2011 Общество

Евгений БОГАЧЕВ: "Самым трудным было время после распада Союза…"

Вчера исполнилось 70 лет большому другу нашей газеты - Председателю Национального банка республики, президенту баскетбольного клуба УНИКС Евгению Борисовичу БОГАЧЕВУ. Было о чем поговорить с юбиляром накануне такого большого события…

Корни

- Дом в поселке Нагорный, где началась ваша семейная жизнь, помните?

- Конечно. Избушка на курьих ножках, зимой вода в ведре замерзала, а у меня дочка маленькая. Я тогда работал начальником цеха по ремонту радиоаппаратуры. Друзья помогали, растапливали печку, пока я был на работе, но это не самое страшное, в войну хуже было…

- А сейчас слабо починить телевизор?

- Сейчас, да, слабо. Мой сын Богдан, ему 15 лет, больше моего в технике разбирается. А раньше - да, даже в бытность замминистра бытового обслуживания республики, до 1980 года примерно, всем соседям чинил технику. Валом шли, на Ибрагимова жили, народ бедный в своей массе. Бывало, и в полночь обращались: Женя, выручай! Как отказать какому-нибудь инвалиду, не брать же с него деньги, а он ставит поллитру, приходилось с ними выпивать. До тех пор, пока жена не сказала: все, хватит, домой не пущу, если будешь с соседями распивать. Так и закончил с ремонтом техники, благо, зарабатывал весьма неплохо. Премии, красные знамена… Но до замминистра зарабатывал больше, сдельная работа, чиновник же сидел на голом окладе. Рабочие раз в пять больше моего зарабатывали. Квалифицированные мои рабочие.

- А как вас угораздило в школе испортить себе аттестат и остаться без золотой медали, получив единственную четверку по украинскому языку. Мама-то ваша была украинка…

- Но отец был русским, земляк Хрущева, курский соловей. Тогда, во время войны, большой разницы между украинцами и русскими не было. Учился на Житомирщине в украинской школе, но вокруг в основном говорили по-русски. Написал выпускное сочинение на 12 листов. Конечно, русский знал лучше, во многом из-за учительницы - отличницы Киевского университета, именно она привила мне любовь к чтению, всего Гюго по ее совету осилил. А украинский у нас вела сельчанка такая… скучновато преподавала. А за сочинение мне все же поставили "пятерку", но в области был лимит на золотые медали - одна золотая и две серебряных, мне в итоге досталась серебряная. Что поделаешь. Лежал на пляже и думал, что я уже в институте, а тут приказ министра образования Украины - медалисты сдают экзамены в вуз на общих основаниях. Начались метания, в итоге пошел по стопам отца - на физмат Житомирского пединститута. Первый курс закончил на "отлично", а потом друг перетащил в КАИ. Тогда в СССР было всего два авиационных института - в Москве и Казани. Мой друг на год раньше меня прошел в КАИ с золотой медалью без экзаменов.

А какая стипендия была в КАИ - 600 рублей старыми! С 4-го, 5-го курса, раньше - 500. Да что там стипендия, мы в день по 600 рублей зарабатывали, разгружая баржи или вагоны. Закончим работу и в ближайший к нашей общаге КАИ ресторан старого аэропорта… Тогда КАИ был авторитетом в Казани.

Семья

- Признайтесь, это вы затащили свою супругу Лилию в банковский мир?

- Да она раньше меня туда попала! Вообще-то она историк по образованию, КГУ закончила. Была вторым секретарем Мензелинского райкома комсомола по идеологии, когда в Казани создавался филиал Центрального музея Ленина, ныне НКЦ, ее назначили туда главным специалистом, а уже где-то в 1988-году она стала работать с ценными бумагами в Татсоцбанке.

- Ваша дочь Ольга - тоже заметная личность в деловом мире республики - магазины, рестораны… Не возникает порой ощущения, что и она, как сын Богдан в технике, теперь уже лучше вас разбирается в бизнесе?

- Хм… Она сама советы раздает, а наши мало слушает. Рубит с плеча, но когда ошибется, то сразу к нам бежит…

- А Богдан?

- Он далек от бизнеса. Пока, во всяком случае. Он фанат баскетбола. Кстати, вымахал в свои 15 лет под 185 сантиметров. Тут - да, и он дает советы, потому что знает про баскетбол очень многое. Здорово владеет статистикой игроков, включая баскетболистов НБА. Порой нещадно меня критикует: кого берешь!!! Отвечаю: сравни бюджеты клубов! Приобрести Генри Домерканта из питерского "Спартака" Богдан просто настоял, хотя мы и сами давно этого желали. Хотел сербского центрового Варду из польского "Прокома" пригласить в УНИКС, возьми, папа, ведь недорогой игрок. Но тот серб - парень капризный, подался в испанскую "Кахасоль". Сейчас сын процеживает американский рынок в поисках свободных от контрактов с клубами НБА игроков. Я очень доволен своим мальчишкой. Парень даже на отдыхе из спортзала не вылезает!

Банк

- Вы были одним из самых авторитетных министров соцкультбыта в СССР, сложно было с такого насиженного места переходить в банковскую сферу?

- Так ведь это для меня не было темным лесом: я был среди тех, кто создавал Татсоцбанк. Я, Юсупов (бывший гендиректор "Казаньоргсинтеза". - Прим. ред. "ВиД".), Григорьев из "Резинотехники" были в числе пионеров банковской коммерции. В то время я был депутатом Верховного Совета России и за неделю помог зарегистрировать это дело. Был зампредом Совета банка, так что к моменту ухода из Минбыта уже знал основы банковской системы. К слову, Минтимер Шаймиев предложил мне перейти либо в Торгово-промышленную палату, либо в банк. Он хотел объединить деловую элиту республики. Но в ТПП был Таркаев председателем наблюдательного совета. Я же никогда на живое место не иду. А в Нацбанке тогдашний председатель Галимов несколько месяцев как слег с инсультом. Решил попробовать, в итоге попал, как кур в ощип…

В начале 90-х такое творилось… Налички нет. Зарплату нечем платить, кругом чеки, купоны, векселя, ваучеры. Но нашли чем платить.

- Долгое время банковская система республики была самозамкнутой, "чужих" не жаловали. Но со временем федеральные банки все же "зашли" в Татарстан. Как вы считаете, может и по сию пору стоило ограничить их приход: не слишком ли велик кусок пирога, который они отхватили у нас?

- Да нет. Филиалы федеральных банков, которые пришли к нам не как юридические лица, - это неплохо. "Альфа банк", "ВТБ", "БТА", "Внешторгбанк", "Газпромбанк" - пожалуйста. Там есть контроль, они нам подотчетны, там есть своя бухгалтерия. Другое дело, когда дали волю разным кассовым центрам, кредитно-кассовым офисам - они, увы, нам не подконтрольны, там нет бухгалтерии. Какие там кадры…Никто не знает. Это нужно запретить

- А вы сами, первый банкир республики, где храните свои сбережения?

- Среди финансистов ходит такая шутка: банкир полез в бумажник, обнаружил там тысячу долларов и расстроился до слез, - деньги не работают! Так что храню свободные средства в банках, причем не в одном. Это чтобы даже в шутку не могли сказать, что отдаю кому-то предпочтение.

Кризисы

- Вы пережили не один кризис в финансовой сфере: гиперинфляция в начале 90-х, дефолт в 1998-м, кризис в 2008-м, какой из них был тяжелее?

- Самыми тяжелыми я считаю годы после развала СССР, середина 90-х годов прошлого века, когда менялась сама система. Приватизация по Гайдару-Чубайсу, поразивший страну план "500 дней" Явлинского, именные приватизационные чеки в Татарстане, выбравшем особый путь… В те трудные времена мы тесно работали вместе с Шаймиевым, первым вице-премьером Муратовым, министром финансов Нагумановым, находили пути выхода. Я тогда создал Резервный фонд РТ, загнали туда долги, а пенсионеры получали свое практически день в день, как и учителя. Помогали военным, давали беспроцентные ссуды, они все возвращали. Это было самое тяжелое время, из самолета не вылезали: возили наличку из Москвы… А здесь печатали квазиденьги.

Лещенко был должен концерт…

- Широко будете отмечать свой юбилей?

- Прямо скажем, дата не самая веселая - не 18, не 25 лет. Очень солидная. Нужно отдать дань родителям, которые и произвели нас на свет, пусть видят с того света, что мы их помним. Врагов у меня практически нет, а друзья и товарищи остаются. Вот с ними и не так широко и отмечу день рождения в ресторане. Не как раньше, звезд дорогостоящих не приглашаю. Приедет один мой хороший товарищ - Лев Лещенко. Он почти мой ровесник и коллега - Почетный президент баскетбольного клуба "Триумф" (Люберцы). Когда-то он позвонил мне в полночь и попросил отдать Станислава Еремина, который в тот момент работал в УНИКСе менеджером. Говорит, отработаю, приглашай в любое время на концерт. Вот и пригласил через четыре или пять лет. Ведь бесплатно только сыр в мышеловке бывает. Но такого певца, как Лещенко, нельзя не поощрить. Он будет исполнять песни моих лет.

Еще будет у меня на юбилее оперная певица из Красноярска - Анна Киселева. Мы познакомились 6 лет назад в Москве в Доме Пушкина на вручении премии "Известность", куда и я затесался. По итогам голосования 23 территорий России меня признали в качестве спонсора, благотворителя, за помощь детям, церкви. В качестве депутата я много им помогал. Все это зачлось. Киселева получила такую же премию за вклад в культуру и искусство, она солистка Красноярского оперного театра. Запомнилось, как она вышла на сцену и спела в знак благодарности за премию, которую ей вручил Василий Лановой. Вот через 6 лет нашел ее по Интернету, пригласил. Ее никто не знает, может, я ее немного раскручу.

- Долгих лет вам, Евгений Борисович!

- Спасибо.
3
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии