Время и Деньги
08.08.2011 Политика

Диктаторы - это бумажные тигры

Ливийский конфликт в очередной раз противопоставил, с одной стороны, тех, кто не в состоянии поверить в то, что диктатура может не быть вечной, с другой - тех, кто понимает, что диктатура держится только на доверии к ней, на страхе, который она вселяет в своих подданных, и на почтении, которое она вызывает в остальном мире. Как только это доверие исчезает, она рушится, словно замок из песка, или превращается в бумажного тигра, пишет в Le Point Бернар-Анри Леви.

"Повстанцы при поддержке Франции и других союзников вписали новую страницу в историю своей страны. Они положили начало новой эре, и трудно представить, чтобы ее последствия не ощущались во всем регионе и в Сирии в частности. Эта противоположность иракской войне, это военное вторжение, призванное не вывалить демократию на голову молчащего народа, но поддержать восстание, уже требовавшее этой демократии и ради нее обзаведшееся временным, но легитимным органом, тоже войдет в анналы", - констатирует Леви.

По его мнению, ливийская война положила конец давнему представлению о суверенитете, при котором все преступления дозволены при условии, что они совершаются внутри границ одного государства. И эта же война породила идею всеобщности прав человека, являющуюся не просто благим пожеланием, но священной обязанностью.

Между тем обозреватель Corriere della Sera Фабрицио Драгосей обращает внимание на то, что "в последнюю минуту Россия пытается запрыгнуть в ливийский поезд, чтобы не потерять того, что она посеяла в годы дружбы с Каддафи".

"Россия вместе с Китаем делают ставку на единственную карту, которую обе страны могут разыграть с "повстанцами", ставшими новыми хозяевами нефтяной страны: речь идет о том, что в марте две великие державы не воспользовались правом вето в Совете Безопасности ООН. Москва и Пекин не голосовали за военную операцию, которая в конечном итоге привела к свержению Полковника, но и не блокировали операцию, хотя потом неустанно критиковали действия НАТО. У России нет других путей. Поэтому президент Дмитрий Медведев, который в этой истории играл роль "голубя", принял решение направить своего представителя на конференцию "друзей Ливии", открывающуюся сегодня (1 сентября. - Прим. ред. "ВиД".) в Париже", - сообщает автор статьи.

"Российские компании, имеющие контакты с Ливией, прилагают лихорадочные усилия ввиду размораживания ее 50 млрд. долларов. До вчерашнего дня Москва прекрасно ладила с раисом, но сегодня ей есть что терять, - отмечает издание. - Это прежде всего нефть. Кроме того, РЖД планировала реализовать проект строительства скоростной дороги Сирт - Бенгази. Наконец, самая болезненная статья для Москвы - продажа оружия. Здесь ее убытки порядка 4 млрд. долларов. В Москве есть и такие, кто не сомневается, что Ливия уже "потеряна", как недавно Ирак, и вскоре настанет черед Сирии", - пишет автор статьи.
3
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии